Виртуальная выставка «Диво дивное — рушник»

Полотенце – рушник – являлось  древнейшим атрибутом жизни восточных славян и сейчас является объектом изучения и исследования этнографов и искусствоведов. Оно представляло собой полотнище белой  льняной ткани длиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45 см.

При умывании в семье пользовались полотенцами обыденными, мало украшенными, называли их по-разному: утиральником, рукотером, ручником. Концы праздничных рушников богато украшали ткаными или вышитыми узорами и  кружевами.

Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах. Украшали вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Обычному вышитому полотенцу приписывали необычную силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий. В вышивке полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков.

Вышитое полотенце имеет свою историю приготовления. Начиналось все с засевания поля льняным или конопляным семенем. Выращенную коноплю молотили и отделяли на семена и стебли – посконь. Семена били на масло, а посконь сушили в истопленной печи. Затем отжимали руками, сухие листья отметали, а посконь начинали толочь в ступе. Далее посконь насаживали на большой гребень и маленьким гребнем причесывали и только после этого начинали прясть. Нелегкая женская доля. За день старательная мастерица-пряха на самопрялке могла навить 200-300 метров нити. На одно же полотенце уходит около полторы тысячи  метров нити.  Из хороших ниток ткали холсты, а что оставалось – шло на дорожки.

Сотканные холсты принимались отбеливать: вначале их мыли в золе, затем отпаривали в горячей печи, еще раз отбеливали и шли на пруд полоскать. Сушили холсты в солнечный день, расстилая их по буграм или зимой в морозный день. Готовые холсты закатывали на скалку и, прихватывая рубелем, гладили, затем нарезали на полотенца и только тогда принимались на посиделках или дома «писать» узорочье.

Чтобы прочесть послание вышивальщиц прошлого, нужно овладеть символикой вышивки, изучению которой посвящены исследования многих историков-этнографов. Многие из них единодушны в трактовки следующих символов.

Хмель, листья хмеля – его узор несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Это свадебная символика. Народная песня подсказывает, что «виться» — для парубка обозначает быть готовым к браку, т.к. для девушки идти замуж – это «пучечки вязать».

Ромб – самый распространенный орнамент вышивки для всех восточнославянских народов. Главный элемент его – это «ромбики с загогулинками», которые по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию.

Роза. Старое название розы – ружа, созвучно древнему названию Солнца Ра. Узоры с розами складываются по законам растительного орнамента, что бесконечное солнечное движение с вечным возрождением жизни.

Виноград. Символика винограда в вышивке раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград – это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным древом.

Птицы, повернутые друг к другу и древо жизни между ними – это птицы счастья, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю.

Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли.

Вода и Солнце. Солнце часто изображалось восьмиугольной розеткой или цветком, знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Это две стихии: материнская —  водная и отцовская – солнечная энергии.

Встречаются и другие символы: звезды, маки, дуб, калина, лилии. Сопоставив все эти символы, мы легко прочтем «послания» вышивальщиц прошлого.

При этом каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. И все-таки большая часть вышивок выполнялась хлопчатобумажными или шерстяными нитками красного цвета разных оттенков — алый,  багряный,  брусничный, вишневый, кирпичный.

Раньше к свадьбе в качестве приданого девушка вышивала не один десяток полотенец. Они предназначались для разных случаев жизни: рождение ребенка, свадьба, похороны.

Полотенце и сейчас сохраняет свою повседневную функцию как бытовой предмет, в праздники выполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовую роль как ритуальный предмет особой важности.

Представляем Вам коллекцию наших полотенец.

Полотенца конца 19 — первой четверти 20 века. Домотканое полотно. Вышивка крестом.

 Полотенца первой половины 20 в., домотканый холст, вышивка настилом, "ришелье" — "белым по белому".

Полотенца первой пол. 20 в., домотканое полотно, вышивка крест, гладь

Полотенце первой пол. 20 в., домотканое полотно, ткачество

Полотенце первой пол. 20 в., домотканое полотно, набойка

Полотенце похоронное, первой пол. 20 в., домотканый холст

Полотенца второй пол. 20 в., х/б полотно, вышивка крест, гладь машинная и ручная, "ришелье"

 Полотенце пасхальное, 1980-е годы, лен, машинное кружево и вышивка, ПХО"Елецкие кружева"

Полотенце пасхальное, х/б полотно, вышивка крестом (Коняева Г.Н.), вязание крючком (Шимаренкова Н.В.), 2013 г.

#МузейОнлай #НародноеТворчество #Рушник

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий