Они жили в одно время: И.А. Бунин и Д.Н. Матюхина. К 150-летию со дня рождения писателя

                                                               8 ноября 1953 года И.А.Бунина не стало.

Подводя итоги, блестящий мастер слова

в поэзии  и прозе, скромно написал:

«День мой догорел, но след мой в мире есть». 

22 октября 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) —  прозаика, поэта, переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе 1933 года. Творчество его в России долгие годы было практически неизвестно, поскольку писатель эмигрировал во Францию, не приняв перемен, произошедших в стране. Не знала, скорее всего, о существовании знаменитого земляка и талантливая кружевница Дарья Николаевна Матюхина (1874-1964).  Современники давно минувших лет. Они жили практически в одно время и каждый в мире оставил свой след.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, принадлежал к старинному дворянскому роду. Обедневшая семья перебралась в Елецкий уезд, где в родовых имениях среди бескрайних просторов прошли детство и юность будущего писателя.  «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» — пишет Иван Бунин в 1915 году в «Автобиографической заметке». Вся красота окружающего мира, люди, природа  родных мест найдут в дальнейшем отражение в его творчестве.

Получив хорошее домашнее образование, в 1881 году будущий писатель успешно сдает экзамены в Елецкую гимназию. В гимназические годы, живя в Ельце среди православных храмов, напоминающих о его многовековой истории и той старине, которая так впечатлила когда-то мальчика, сформировалась его личность, здесь он твёрдо решил стать писателем, здесь пишет свои первые стихи. В Ельце он стал и поэтом и писателем.

Покинув свою духовную родину, уехав навсегда из России,  писатель часто  вспоминал о Ельце и о своей первой любви. Все воспоминания, полные любви и грусти, мы найдем на страницах его произведениях. И вот, читая Бунина, мы уже мысленно вместе с ним идем по старинным улицам Ельца, заходим в старинные заведения и дома, и узнаем все те объекты, которые видел автор. А потом мы отправляемся на прогулку по окрестным деревням и селам, вместе с повествователем любуясь их красотами. Для нас, для русского читателя очень важно, что Бунин в своих произведениях выступает и хранителем языка, сумев передать всю его прелесть, и хранителем исчезнувшего быта, и кажущихся теперь старомодными чувств.

Для понимания Бунина и его творчества необычайно важны «Антоновские яблоки». Этот рассказ — «стихотворение в прозе» о русской природе. С огромной художественной силой в нем запечатлен образ родной земли, ее богатства и её непритязательная красота. Образ деревни, уходящих в неизвестность дворянских гнезд как лейтмотив проходит через всё творчество Бунина, наполняя его ностальгией по прошлому, которого уже не вернуть. Писатель понимал, что жизнь неуклонно двигалась вперед, однако на страницах своих сочинений он зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

Немало страниц в своем творчестве И.А.Бунин посвятил старинному кружевному промыслу. Он рисует портреты девушек-кружевниц, которые, скорее всего и не ведали вовсе, что и они являлись творцами прекрасного. Одной из таких была практически современница писателя, кружевница с талантом от Бога, как говорили люди знавшие мастерицу – Дарья Николаевна Матюхина. Родилась в обычной крестьянской семье в старинном селе Паниковец Елецкого уезда Орловской губерии. Село раскинулось на живописных холмах с крутыми склонами по берегам речки Паниковец. Сама природа, неброская, но гармоничная, красота родных мест, становились источником вдохновения, которые помогли раскрыть богатство творческой фантазии будущей мастерицы.

 Во многом судьбу юной Дарьюшки предопределили та среда, в которой она жила: в крестьянских семьях дети рано начинали свою трудовую жизнь. Мама, владея ремеслом кружевоплетения, и стала тем первым учителем, который просто влюбил девочку в кружева. С раннего детства, она могла часами смотреть, как мама плетет, а семи-восьми лет Дарья и сама начала осваивать науку сплетения и перевивов нитей под звенящую песнь коклюшек.

Прошли годы, изделия молодой крестьянской девушки уже вызывали интерес и восхищение у односельчан и скупщиков кружева, которые за бесценок, пользуясь нуждой человека, скупали кружевные вещи. Но мастерицу не всегда устраивали рисунки, по которым приходилось плести: что-то чуждое в них было.  Девушка мечтала о других узорах. Порой плетет кружева, а мысленно уже создает новые композиции, черпая идеи у природы: будь то чудесные орнаменты кудесника-мороза,  листьев причудливые формы, разнотравье лета красного, круги на воде осенней реки или грозди спелой рябины – во всем могла почувствовать и увидеть изящность линий и сотворить кружевное чудо. И действительно, если ты способен в обыденном находить яркие образы, то твои картины будут притягивать взор. Поэтому, наверное, изделия Дарьи Николаевны отличались своим  оригинальным почерком, лиричностью и выразительностью.

В лице Дарьи Николаевны Матюхиной кружевной промысел Ельца получил не только талантливую кружевницу, но и надежную хранительницу секретов старинного промысла. В своих изделиях она отдавала предпочтение  местным узорам, благодаря которым елецкое кружево приобретало свою самобытность и характерный стиль. А ещё она была сторонницей старинной парной техники плетения, используя порой до 200 и более пар коклюшек, чтобы воплотить в жизнь задуманное! Её кружевные панно, скатерти, шарфы и накидки – были теми рукотворными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.

В советский период развития кружевного промысла  Дарья Николаевна Матюхина вошла в число лучших и старейших кружевниц Лавской артели «Труд». Здесь ее знания, опыт и мастерство оказались бесценны. Дарья Николаевна с одобрением относилась к тому,  что именно в это время в стране  многое делалось для поддержания и развития местных промыслов.  Одной из первых она была удостоена Диплома I степени Торговой палаты СССР. Её произведения экспонировались во многих странах мира. Вот так всемирную славу елецкие кружева приобретали во многом благодаря мастерству таких талантливых кружевниц. Более восьмидесяти лет Д.Н. Матюхина посвятила кружеву. Её неповторимые кружевные шедевры сберегаются в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Ельца как память о ней.

Два современника, два героя своего времени. Они были свидетелями разных событий, к которым по-разному относились, по-разному воспринимали и оценивали их. Через всю жизнь они пронесли, и каждый по-своему выразил свою светлую безграничную любовь к родине: один в литературном творчестве, а другой – в кружевном искусстве. И.А.Бунин с его огромным талантом, оказался лишним в ХХ веке, не приняв ничего нового. До конца своих дней он жил образами прошлого, которое жило в его сердце и, вдохновляясь воспоминаниями, продолжал писать о России. В руках талантливой мастерицы Д.Н.Матюхиной после Октябрьской революции с новой силой продолжила звучать бесконечная музыка кружева.

Многое кануло в Лету безвозвратно, как и сама страна, в которой жили наши герои, но каждый оставил свой след в памяти людей.

Памятник Бунину — гимназисту в Ельце. Скульптор Н.А. Кравченко, архитектор А.А. Шашин, 1995 г.

А.Г. Оболенская и Д.Н. Матюхина за плетением кружева. 1950-е г.

Скульптура Д.Н. Маюхиной из экспозиции музея народных ремесел и промыслов. Скульптор Попова-Беляева, 1960 г.

#Елец #музейонлайн

 #Музейнародныхремеселипромыслов

#150летБунину

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий