«Кленовая, поющая…». Выставка коклюшек к 150-летию И.А. Бунина

Сегодня в музее народных ремесел и промыслов начала работать временная выставка коклюшек  «Кленовая, поющая…». Она приурочена к 150-летию со дня рождения нашего великого земляка, писателя, Нобелевского лауреата по литературе – И.А.Бунина.

Иван Алексеевич Бунин — истинно русский душой, проведший свое детство в Елецком уезде, не мог не отразить в творчестве такую реалию своего времени как кружевоплетение, которым занимались и в городе и в его окрестностях. Будучи юным гимназистом, он часто ходил по улицам нашего города мимо домов, из распахнутых окон которых в теплое время года, раздавался мелодичный звон коклюшек. О склоненных над подушкой головках молоденьких кружевниц и выводимых ими чудных узорах писатель позже напишет в своих произведениях.

В повести «Деревня», дед Красовых, получив вольную, переселившись в город, «нанял в Черной Слободе хибарку для жены, посадил ее плести кружево на продажу». А о местных слободских кружевницах, приехав на базар, Тихон Ильич из того же произведения, внук Красова, рассуждает, что ничего здесь не изменилось и как и прежде он увидел «белые большие лица кружевниц, выглядывающих из-за горшков с цветами, из крохотных окошечек». Из потока мыслей другого героя – Кузьмы, брата Тихона Ильича, мы узнаем, что дочь его Клаша тоже «сидит у окна, плетет кружево» и имеет «облик милый и скромный, но похожа только на мать».

Из рассказа «В поле» мы составим себе представление о том, как выглядела комната в теперь уже обедневшей помещичьей усадьбе Баскаковых, где дворовые девки  плели когда-то кружева. «Это старинная комнатка с низкими потолком, с бревенчатыми, черными от времени стенами и почти пустая: под окном длинная лавка, около лавки простой деревянный стол… Девичьей по справедливости она называлась уже давным-давно, лет сорок-пятьдесят тому назад, когда тут сидели и плели кружева дворовые девки».

Читая И.А. Бунина, мы не раз встретим на страницах его рассказов барышень в кружевах, а так же тех, кто их плел. Так, в рассказе «Личарда» мы находим описание одной «блудницы»: «Возьмет зонтик кружевной, подхватит белую юбочку, — наряжалась, правда, хорошо, и юбка вся в кружевцах…».  Читаем рассказ «Всходы новые» и находим описание одной из селянок в юбке с кружевом. Это молодая беременная баба богатого мужика Данилы «с трудом опустилась и сама, раскинув по молодой зелени ржи нижнюю белую юбку с кружевами…».  В праздничном наряде она пришла по случаю воскресного молебна в поле на Фоминой неделе на озими.

Гимназистка Клаша Смирнова из рассказа «Клаша», воспитывалась у тетки, которая была «кружевница и содержательница постоялого двора на Монастырской площади». Видно тетка и научила свою племянницу плести кружева и на каникулах часто «Клаша, гремя от скуки коклюшками, сидела в тени у раскрытого окна…».  

Из автобиографического романа «Жизнь Арсеньева» мы узнаем, что в жизни гимназиста Алеши Арсеньева было немало «скудных, коротких» дней «поздней осени», когда «даже мелкий треск коклюшек под руками Мани и Ксюши, весь день сидевших за плетением кружев, — шли медленно, однообразно…». Как мы знаем из повествования, Алеша жил «нахлебником у мещанина Ростовцева, в мелкой и бедной среде». Поэтому хозяйские дочки с малых лет были приучены к труду и от матери обучились плетению кружева на коклюшках. 

Такие образом, читая Бунина, мы будем находить примеры в произведениях писателя, которые  лишь подтверждают, что кружевной промысел был хорошо знаком как самим горожанкам, так и в уезде. А мелодию коклюшек писатель сравнивает порой с «мелким треском», а когда их перезвон очень сильный, то называет их «гремучие».  

Коклюшкам как раз и посвящена наша выставка. Помимо которых в кружевоплетении используется много других приспособлений. Основными из них являются подушка-валик, подставка, сколок – технический рисунок, булавки и нитки.

 Коклюшки – деревянные палочки, которые используют для плетения кружева. Они имеют шейку, на которую наматывают нити. Нить объединяет две коклюшки в пару, образуя основную единицу плетения. При плетении используют четное количество коклюшек.  Плетение производится путём перекидывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку.  

Традиционно коклюшки для кружевниц в наших краях мастера вырезали из однолетних побегов клена или орешника. Из прямостоячих побегов нарезали заготовки, украшали резьбой, а для придания цвета запаривали в печке в березовых опилках или луковой шелухе. При плетении кружев применяются коклюшки различных размеров. Наиболее распространенные из них общей длиной 170-180 мм и диаметром 10 мм,  длиной шейки – около 40 мм.

Все представленные на выставке коклюшки имеют красивый резной узор, ни разу не повторяющийся. В их орнаменте представлены различные геометрические элементы — елочки, ромбы, черточки и штрихи, волнообразные зигзаги, треугольники, сетчатые решетки, чешуйки. Казалось бы, одни и те же элементы, но сочетаясь друг с другом в разных комбинациях, позволили мастеру каждую коклюшку украсить своим неповторимым узором.

Такие нарядные, украшенные ажурной резьбой коклюшки, в начале прошлого века в большом количестве можно было увидеть на подушке у кружевницы, выплетавшей мерное кружево. Дополнительным украшением были разноцветные бусины. Некоторые коклюшки становились именными, после того как мастер оставлял на них инициалы той, кому они предназначались.

Приглашаем полюбоваться резными узорами старинных коклюшек, пропевших в прошлом не один раз свой мелодичный романс. 

Время работы выставки с 21.11.20г. по 20.12.20г.

#Музейнародныхремеселипромыслов  #Выставкакоклюшек  

#Кленоваяпоющая          #150летБунину

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий