25 мая отмечают День полотенца. История в традиционной рубрике сегодня посвящена этому хорошо знакомому всем предмету. С давних времен полотенце являлось неотъемлемым атрибутом жизни восточных славян и сейчас является объектом изучения и исследования этнографов и искусствоведов. Оно представляло собой полотнище белой льняной ткани длиной от 70 до 300 см, шириной от 33 до 45 см.
При умывании в семье пользовались полотенцами обыденными, мало украшенными, называли их по-разному: утиральником, рукотером, ручником. Концы праздничных рушников богато украшали ткаными или вышитыми узорами и кружевами.
Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах. Украшали вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, при рождении или смерти человека полотенца были священным оберегом. Обычному вышитому полотенцу приписывали необычную силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий. В вышивке полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков.
Вышитое полотенце имеет свою историю приготовления. Начиналось все с засевания поля льняным или конопляным семенем. Выращенную коноплю молотили и отделяли на семена и стебли – посконь. Семена били на масло, а посконь сушили в истопленной печи. Затем отжимали руками, сухие листья отметали, а посконь начинали толочь в ступе. Далее посконь насаживали на большой гребень и маленьким гребнем причесывали и только после этого начинали прясть. Нелегкая женская доля. За день старательная мастерица-пряха на самопрялке могла навить 200-300 метров нити. На одно же полотенце уходит около полторы тысячи метров. Из хороших ниток ткали холсты, а что оставалось – шло на дорожки.
Сотканные холсты принимались отбеливать: вначале их мыли в золе, затем отпаривали в горячей печи, еще раз отбеливали и шли на пруд полоскать. Сушили холсты в солнечный день, расстилая их по буграм или зимой в морозный день. Готовые холсты закатывали на скалку и, прихватывая рубелем, гладили, затем нарезали на полотенца и только тогда принимались на посиделках или дома «писать» узорочье.
Вышивка рушников имеет свои национальные особенности. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризованные (стилизованные) формы растений и животных. Это ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
В экспозиции Музея народных ремесел и промыслов представлены красивые свадебные полотенца-рушники конца 19 – начала 20 века. Одно полотенце выполнено из домотканого холста длиной 232 см и шириной 34 см, украшено вышивкой крестом нитями красного и серого цвета. В нижней части – узор стилизованный цветочный из роз с лилиями, выше – две фантастические птицы, симметрично расположенные друг напротив друга, в виде рожка-вазона. Их оперение – цветущие растения. Края украшены мережкой и фабричным кружевом. Такими узорами традиционно украшали полотенца для свадебного обряда. Второе полотенце выполнено также из домотканого холста длиной 226 см и шириной 34 см. Узор вышивки – «грозди винограда», вышит крестом хлопчатобумажными нитями красного и черного цвета. Концы украшены коклюшечным кружевом-краем шириной 7 см. Символика винограда связана с радостью, семейным счастьем.
Полотенце и сейчас сохраняет свою повседневную функцию как бытовой предмет, в праздники выполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовую роль как ритуальный предмет особой важности.
#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов #день_полотенца #музейный_экспонат #полотенце #вышивка