Об экспонате крупным планом. Лапти

         В традиционной рубрике о музейных экспонатах продолжаем рассказывать о наших коллекциях. Лапти — обувка для больших и маленьких, которую чаще плели из липового лыка. Больше века назад без них трудно было представить жизнь русского народа и русской деревни. Плели многие и много, так как срок службы у лаптей недолог – пять-семь дней. Протершийся лапоть можно было залатать, но не более одного раза, потом нужна была новая пара. «В дорогу идти – пятеры лапти сплести», — даже поговорка была на этот счет. Если в семье был свой «плетун», то для всех домочадцев это было большой удачей. 
         В коллекции Музея народных ремесел и промыслов хранятся лапти, выполненные и подаренные Иваном Семеновичем Полетаевым (1940-2012). Сам он научился этому мастерству еще 10-летним мальчишкой у своего деда Захара Трофимовича. Рассказывал, что летом лапти на босую ногу не носили, обматывали ноги суконками, потом надевали лапти. К летним лаптям еще крепились деревянные подметки. А в дождь и грязь на лапти надевали что-то вроде калош, тоже сделанных из дерева. Зимние лапти были на пару размеров больше летних, чтобы пользоваться более теплыми портянками. Суконки ткали из овечьей шерсти, потом раскладывали в бане, поливали горячей водой и терли специальными терками, чтобы они были мягкими и пушистыми. 
         Прежде, в старые времена, существовала целая индустрия добычи лыка: по весне рубили тонкоствольные липы, обдирали кору, потом сушили ее, а перед работой вымачивали, как следует, и в каждом этапе работы был свой секрет. Из свежей липы плести не с руки — в жаркое лето усыхают такие лапти, так что в зиму обычно готовили «срубики». Потом их отмачивали, нарезали на полоски лыко. Лыко – это волокнистая часть дерева, очищенная от коры. Из таких полосок плотные и мягкие получались лапотки. Сейчас столько липовой коры не раздобыть.

         Лапти И.С. Полетаева выполнены в технике косого плетения. Берется пять полосок лент длиной около 1,5 метров для взрослых лаптей. Плетение начинается с пятки. Переплетаются, зажатые в пальцах несколько полос. В зависимости от размера ноги делается пять, семь или девять рядков, обязательно нечетное число. Ширина полоски также зависит от размера стопы: чем больше размер, тем шире полоски. Полоски переплетаются и, пройдя подошву, мастер берет себе в помощь деревянную колодку. На колодке формируется носок лаптя.

         Подошву лаптя мастер обычно делает в несколько слоев, чтобы подольше не протиралась. Чем толще становится сплетенная подошва, тем труднее продевать полосы в переплеты. Для этого умелец берет кочедык – такой металлический крюк с небольшим загибом. Завершающий этап работы – сделать проушины, в которые продевают оборы для поддержки лаптя на ноге. Концы полосок заправляются в области подошвы и аккуратно обрезаются. На изготовление одного лаптя у Ивана Семеновича уходило часа полтора-два. 

 

И.С. Полетаев в музее народных ремесел и промыслов на мастер-классе по плетению лаптей. 2011 г. 

#Елец #Музейнародныхремеселипромыслов #музейный_экспронат #лапти

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий