Читаем рушники

Ещё в начале XIX в. создатели вышивок помнили смысловое значение узоров. К концу XIX в. содержание вышитого узора стало забываться и вышивальщицы не всегда могли дать правильное объяснение выполненных ими вышивок, зная только, что в них заключена сила добра. Учёные же пытаются проникнуть в прошлое и раскрыть первоначальный смысл народного узорочья. Они сопоставляют археологические памятники, привлекают данные фольклора и языка. Важное значение придают самим узорам, их смысловым обозначениям и местным названиям. В то же время орнамент русской народной вышивки используется наукой как полноценный исторический источник.

На примере вышитых рушников можно попытаться проникнуть в прошлое и раскрыть смысл узорочья. Каждый вышитый символ является составляющей частью узора из сочетания геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных знаков или смешения их между собой и несет определенную информацию.

Геометрический орнамент присущ всей славянской мифологии. Он очень прост, состоит из геометрических фигур — крестов, ромбов, квадратов, кругов, точек, прямых, пунктирных и зигзагообразных линий и т.д.

В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Потому растительный орнамент состоит из стилизованных растений, трав, цветов, бутонов, ягод, листьев и плодов.

В зооморфном орнаменте присутствуют стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, обитающих в данной местности. Например, из животных изображали коня, оленя; из птиц — петуха, голубя, утку, гуся; из насекомых — бабочку, паука, жуков.

Антропоморфный (человекообразный) орнамент состоит из стилизованных изображений женской и мужской фигуры или полуфигур, как с поднятыми, так и с опущенными руками.

В языке народной вышивки чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». А «строчить письмо» значило вышивать «строкой» один за другим ряд символических знаков. Как метко подметил В. Стасов: «В древних орнаментах нет ни одной случайной линии: каждая черточка имеет свое значение, представляет собой слово, фразу, выражение определенных понятий и представлений». Многие исследования историков-этнографов выражают единое мнение в трактовке некоторых символов.

В растительных орнаментах часто встречается древо жизни. Это мировое дерево — центр мира, воплощение мироздания и рода. Древо жизни с мощными ветвями и большими цветами (розетками) ставили в центр композиции, по бокам которой располагали птиц и животных, обращенных лицом к древу. Это символ бесконечности жизни, связь с Родом, защиту Рода и Предков. Древо Рода — оберег для сохранения мира в семье и порядка.

Вышитая роза — символ любви и красоты. Лилия — это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляли неразрывную композицию тройственности. В лилии было заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Лилия – женский символ. Василёк — скромность и верность. Дуб, дубовые листья и желуди — сила, долголетие и мужество. Дуб считался священным деревом, символом развития и жизни. Это мужской символ-оберег. Виноград, виноградная лоза — символ изобилия. Его символика в вышивке раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Мотив винограда украшал семейные свадебные рушники. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, буйства и любви. В народной песне «виться» для парня обозначает быть готовым к браку, а для девушки идти замуж – это «пучёчечки вязать». Считается свадебной символикой. Калина, поскольку имеет ягоды красного цвета, стала символом крови и рода. Поэтому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские рубахи украшали гроздями калины. Мак — символ богатства, достатка. С древних времен на Руси верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла, потому обсеивали маком людей и скот. Нежный цветок нёс в себе память рода.

В геометрических орнаментах ромб — главная и наиболее устойчивая фигура. Крючки и палочки «загогулинки», выпускаемые по сторонам ромба, условно символизируют лучи солнца. Этот знак-оберег стал множественным символом: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Ромб, поделенный на четыре маленьких ромбика, означает вспаханное поле, а с точками внутри — плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой ромб в середине символизирует землю или твердь. Круги — символ вечности, солнца и гармонии, материнства, женского начала. Треугольник – символ человека. Зигзаги — символ воды, движение и жизненные перемены. Линии горизонтальные – земля. Крест нёс магическую силу, защищал от сглаза и злых духов. Звёзды имели геометрический орнамент, передавали представление о Вселенной. Алатырь можно назвать одним из самых сильных славянских оберегов, которому приписывают множество свойств. Символ крепкой семьи, любви, мудрости, счастья и благополучия. Считается, что Алатырь-оберег содержит в себе все знания и жизненный опыт предков.

Зооморфные орнаменты включали изображения птиц, насекомых, животных. Птицы считались символом света и тепла, прихода весны. Птицы на вышивке чаще располагались в ряд, с деревом или женской фигурой. Птицы на деревьях — посредники между миром живых и мертвых. Лебеди олицетворяют верную любовь и чистоту. Уточки — трудолюбие и плодородие. Голуби — символ мира, семьи, супружеского счастья. На свадебных рушниках для подношения хлеба вышивалась пара голубей, символизирующих семейное счастье и верность. Пчёлы и бабочки — трудолюбие, лёгкость и красота. Конь у славян представлял образ солнца, его изображали бегущим. Позднее, в XVIII—XIX веках, изображения птиц и животных символизировали добро, благополучие в семье, согласие и любовь между супругами.

В антропоморфных орнаментах одной из главных фигур в славянской вышивке является женщина в широкой юбке с поднятыми руками, переходящими в изображения птиц или ветвей дерева, что отражает культ богини земли и плодородия. В славянской мифологии это богиня Макошь. Берегини изображались в виде стилизованной женской фигуры или в виде загадочного цветущего куста в вазоне. Главная задача Берегини – давать и хранить жизнь. Берегиня – мать, добрая и справедливая, грозная, но бесконечно мудрая. Наши предки просили у Берегини защиты (отсюда «обереги»), благополучия для семьи и рода, урожайной погоды, ведь жизнь напрямую зависела от того, насколько плодороден будет год. Берегиня чаще всего изображается в виде женщины с поднятыми или опущенными руками.

В символике вышивки важен цвет нитей. Основные цвета вышивки — красный, черный и белый. Красный символизирует солнце, тепло и красоту; черный — богатство, чернозем; белый — чистоту. Полотенце и сейчас сохраняет свою повседневную функцию как бытовой предмет, в праздники выполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовую роль как ритуальный предмет особой важности, например на свадьбе.

  

#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов #музейный_экспонат #полотенце_рушник #вышивка #читаем_рушники #кдш        

   

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий