Символика СССР в кружеве

30 декабря 1922 года было создано крупнейшее государство мира – Союз Советских Социалистических республик. Этот период, до распада СССР в 1991 году, нашёл яркое отражение в искусстве и творчестве.

Как любой вид декоративно-прикладного искусства, кружево менялось вместе со сменой исторических эпох. Зарождение и развитие агитационного кружева в советский период связано как раз с историей государства в ХХ веке. В первые годы Советской власти одной из основных задач для кружевного промысла было создание новых орнаментов, соответствующих духу времени. Поэтому в советский период наряду с выпуском кружевной продукции для населения полным новаторством в кружевоплетении стало создание изделий, отражающих важнейшие события в жизни государства.

С 30-х годов ХХ века художники лаборатории Елецкого кружевного союза и Елецкой профтехшколы кружевниц начинают заниматься разработкой мотивов советской эмблематики в кружевных изделиях широкого потребления и выставочных произведениях. Особенности техники плетения сильно ограничивали художников в их творческих поисках, поэтому потребовалось некоторое время, чтобы мастерицы научились гармонично включать новые элементы в свои изделия. В своих работах они исходили из свойств самого материала и технологии, благодаря этому достигали художественной выразительности.

В послевоенные годы в орнаменте сцепного кружева всё чаще стали появляться изделия с изображением пятиконечных звёзд, гербов, орденов, эмблем, тракторов, самолётов и парашютов, салютов, портретов вождей революции, с днём Победы, с завоеванием космоса, к юбилейным датам и другим темам, волнующим общество.

Среди предметов музейной коллекции есть панно с советской символикой — изображением герба СССР, кремлевских башен, серпа и молота, пятиконечных звёзд, союзных республик.

Государственный герб СССР лёг в основу панно «Герб СССР», основными элементами здесь также являются серп и молот, колосья. 

"Герб СССР" (панно), 1950-е г., Елецкий промсоюз кружевниц, х/б нити, сцепная техника, 29 см

 

"Серп и молот" (салфетка), 1950-е г., Елецкий промсоюз кружевниц, х/б нити, сцепная техника, 20,5 см

В композиции «Социалистическое сельское хозяйство» на фоне простой решетки из четырехгранных ячеек — Звезда Героя социалистического труда в окружении цветочно-растительного орнамента. На фоне звезды выполнены накладным приемом плетения серп и молот. 

"Социалистическое сельское хозяйство" (панно), 1950-е г., М.Пожидаева, Елецкая профтехшкола кружевниц, х/б нити, сцепная техника, 42х42 см

В композиции «16 республик» на фоне простой решетки — силуэт Кремлевской башни и герб СССР в окружении знамен союзных республик. Количество союзных республик СССР изменялось от 4 (в момент образования) до 16 (с 1956 г. их стало 15). 

"Шестнадцать республик" (панно), 1940-50 гг., Елецкий промсоюз кружевниц, лен, сцепная техника, 40х41 см

 

"16 республик" (панно), 1940-50гг., Елецкий промсоюз кружевниц, х/б нити, сцепная техника, 40х40 см

"Кремль" (салфетка), 1969 г., худ. К.Г.Пальчикова, лён, сцепная техника, 25 см

Таким образом, с первых лет советской власти русское искусство, попав под влияние идеологии, развивалось согласно плану развития искусства, получившему известность как «ленинский план монументальной пропаганды». В кружевоплетении это вылилось в яркое высокохудожественное направление, получившее название агитационного кружева.

#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов #100летСССР #символикаСССРвкружеве 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий