Народная культура и традиции Елецкого края в творчестве М.М.Пришвина. К 150-летию со дня рождения писателя, к Году педагога и наставника

4 февраля исполняется 150 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954). Философ, краевед, педагог — был одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Знакомясь с ними, не перестаёшь удивляться его таланту и поэтике речи. Умение словом передать запахи, шум лесов и полей, пение птиц, шелест трав, разговор зверей нашло отражение в его произведениях. Позже, в своем романе «Кащеева цепь» словами Алпатова, Пришвин скажет, «что больше всего связывает с родиной человека запах земли, её трав, хлеба, цветов» и потому, возвращаясь домой идёт пешком, «чтобы с родной землёй поздороваться».

Небольшое старинное село Хрущёво Соловьёвской волости Елецкого уезда – родина талантливого земляка. Именно здесь прошли детские годы М. М. Пришвина, наполненные деревенской поэзией, здесь пробудилось в его душе чувство родины. Еще в детстве мальчиком заслушивался крестьянскими сказками и песнями, легендами о существующих где-то благодатных землях, удивляясь «необыкновенной доверчивости» и удивительному чувству красоты простых людей.

О своём трудном пути художника к познанию родины и своего предназначения, Пришвин обстоятельно рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Произведение особенно интересно и близко читателям Елецкого края своим краеведческим, фольклорно-этнографическим колоритом. Из него мы узнаём о происхождении родового имени Пришвиных и его предках, как «занятых когда-то полезным делом вытачивания необходимой части ткацкого станка, пришвы», под которой подразумевается передний навой для готового полотна. В романе автор подробно описывает дом, где родился. Там же встретим описание скромной помещичьей усадьбы «с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями», мало чем отличающейся от других, также как и сама «небольшая деревенька с соломенными крышами и земляными полами».

 Лирическое повествование романа наполнено народной речью, которую писатель сравнивает с музыкой: «слушал, записывал слова, дивился этим чудесным коленцам русской речи», «слова мне становились волшебными танцорами, и русский народ в своей простоте – неистощимым источником словесных богатств». В речь своих героев вводит пословицы и поговорки: «Где тонко, там и рвётся», «Чай пить – не дрова рубить» и другие. Народная культура и традиции были той художественной средой, которая оказала сильное влияние на формирование мировосприятия будущего писателя.

Через события, людей, вовлеченных в них, Пришвин вводит в роман яркое описание фольклорно-этнографических подробностей Елецкого края. Интересно описание давнего обычая кулачных боев в пригороде Ельца. «Пришла Троица. С дикими песнями, горланя во весь дух, пришли к балкону нарумяненные девицы и парни в пиджаках, пробовали под гармонью составить хоровод…». Из него узнаём о традиции непременно в Духов день, потому что в этот день «всегда лучше дерутся, чем в Троицу», устраивать кулачные бои, «страшное кровопролитие» на двух зеленых склонах, разделенных лощиной – одна сторона от Аграмача, другая с Пальны. «Обедня отойдет, и примутся морды метить и рёбра ломать». Старики говорят, что «это у нас от сотворения Руси Пальна билась с Аграмачем» и «тут греха нет никакого». Кулачные бои принимают значение потешного зрелища: «пожилые почтенные люди приходят на место будущего сражения и чинно рассаживаются по обоим склонам», женщины с грудными детьми и «все кричат «ура!», когда по дороге из города, стоя на телегах, разукрашенных березками и полевыми цветами, с гармоньями в руках показываются ламские смоляные бойцы», которые по традиции вместе с касимовскими помогали Пальне. Здесь же молодые люди прогуливаются вдоль реки и нарядные, по-праздничному одетые, «расфранчённые девицы», здесь можно увидеть «атласные кофты, бархатные, шелковые, переливчатые зонтики, шляпы, калоши, гармоньи». Гармонь не раз выступает важной составляющей праздника и веселья у писателя, упоминает и о об одном из мастеров — "наш Николай Иванович в слободе гармоньи чинил". Вполне возможно, М. М. Пришвин имеет ввиду здесь местную рояльную гармонь, известную в городе уже с 1860-х годов. 

Есть в романе описание народного обычая, связанного с похоронами перепелиного охотника, дворового мужика — старика Гуська. Порядок похоронного шествия по дороге из дома на кладбище был основан на уже сложившихся традициях: "Вдали по невидимой тропе в снегах, то показываясь, то исчезая, шёл с кадилом в руке деревенский священник, за ним на полотенцах несли тесовый гроб, и за гробом ныряли бабы в снегу". По пути сделали остановку возле усадьбы, где уже "все вышли к воротам", "у каменных столбиков остановилась деревенская процессия с покойником", здесь же деревенский священник "отец Афанасий поет тонким тенором". Далее похоронный обряд был продолжен в церкви, оттуда отец Афанасий отправляется со всеми на кладбище, помахивая кадилом. Зимняя дорога, когда снег сливается с небом, у автора приобретает символический смысл: "дорога, кажется, поднимается всё выше и выше на небо, и туда уносят Гуська". Похоронный обряд показан, как давно сложившаяся традиция, идущая от далёких предков в которой жизненный путь покойника завершается на небе. 

Запомнились маленькому Мише из детства и звуки кленовых коклюшек, перебираемых пальцами девушек. Вот как он об этом вспоминает: «Мы жили в небольшом каменном доме с железным ажурным балконом. На этой тихой улице в каждом домике плела кружевница, и через открытые окна к нашему балкону постоянно неслись особенные мелодичные звуки кленовых коклюшек». Тем самым находим подтверждение, что женщины в деревнях занимались изготовлением коклюшечного кружева и традиции плетения кружева в Елецком уезде в 1970-80-х годах были им хорошо знакомы.

Город Елец М. М. Пришвин считал своим родным городом, поэтому на страницах романа найдем немало мест, посвященных городскому саду, гимназии, городским предместьям, реке, чернослободской дороге, ведущей в Хрущево и людям всех сословий и рангов.  Встретим в романе и упоминание о красных рядах, где велась бойкая торговля всяким товаром. Из слов краснорядца Павла Филипповича Черномашенцева узнаем, что матушка Алпатова, приезжая в город за ситцами, шла за товаром к нему: «Бывало, матушка, придет в красные ряды и непременно ко мне, я два стула готовлю, и раскладываю разные материи, вырезаю образчики, занимаю приличным разговором, и потом начинаем торговаться…». "Красные ряды" — торговый центр, который начали строить на средства елецких торговцев напротив старого Воскресенского собора в конце восемнадцатого века из красного кирпича. Красные торговые ряды хорошо были известны горожанам до своего сноса в прошлом веке. 

Роман «Кащеева цепь» — художественное воспоминание о Елецком крае, разлука с которым в 1920-х годах и побудила к его написанию, как духовному общению с родным Хрущево и Ельцом. Мысли и вспоминания об этих местах возвращались к Пришвину беспрестанно, были для него неиссякаемым источником энергии, поскольку работал над произведением практически до конца своих дней.

#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов

 #150летПришвину #народнаякультураитрадиции #Годпедагогаинаставника

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий