Кустарные промыслы Елецкого уезда конца XIX-начала XX века. Шорный промысел.

Подворной переписью 1886 года по Елецкому уезду было зарегистрировано 22 шорника. А лет за двадцать до этого, крестьянин Меркулов из деревни Гущиной, который занимался плетением кнутов из бичевы и ремня, нашел возможным использовать кожевенные обрезки из сапожных и посадных заведений. Неизвестно, придумал ли он сам этот способ или заимствовал его где либо еще. Местные жители склонны были думать, что это его собственное изобретение. Материала для этого ремесла, в виду порядочного количества посадных заведений в Ельце, было много, и вначале обрезки отдавались чуть не даром. Техника этого промысла очень несложна, но довольно любопытна. «Взяв кусок кожи какой угодно формы, кустарь с помощью специального ножа, направляемого им внимательно по всем изгибам, превращает его в один непрерывный ремешок желаемой величины, затем берется тонкая бичева, как основание, и оплетается вокруг полученными ремешками». Все неровности и шероховатости сглаживались при помощи пресса, который представлял собой два плоских камня, между которыми катали  полученную вожжу, а потом протирали ее клеем, смешанным с сажей. Сначала таким способом производились только вожжи и кнуты. Но потом оказалось, что часть этого материала можно использовать несколько иначе. Среди покупаемых обрезков попадались довольно крупные куски, по преимуществу 10-вершковые обрезки от сапожных голенищ; из них выделывались уздечки. Для этого их разрезали на прямые ремни, шириной в ¾ вершка, которые смазывали клеем, сваренным с сажей. Несколько повянувший, но еще влажный ремень, вытягивали при помощи так называемого «дорожника». Дорожник – это зажим, состоящий из двух деревянных брусков, соединенных шарниром. В бруски вставлялась металлическая пластинка, иногда просто проволока. Приготовленный ремень зажимался между двумя брусками, одним концом его прикрепляли к стене, а другой брался обыкновенно в зубы, потом начинали сильно двигать по ремню дорожником, отчего ремень несколько посаживался, вытягивался, а от металлических пластинок на нем получались выпуклые дорожки, поэтому и сам инструмент назывался дорожником. Полученные ремешки размерялись, сообразно тому, к каким частям уздечки они подходят, разрезывались на куски и украшались металлическими бляшками. На концах ремня делались шилом отверстия, для соединения их друг с другом, иногда их скрепляли гвоздиками и затягивали ремешками. А к готовой уже уздечке пришивали пряжки и прикрепляли удила. Из описания техники производства вожжей и уздечек видно, что инструменты, употребляемые для этого, были крайне несложны : нож, дорожник, шило, штырь, молоток.

Никакого разделения труда тогда не было – наряду с мужчинами часто работали женщины и дети, начиная с 7-го возраста. Причем среди 8-10 летних мальчиков часто попадались хорошие работники. Только некоторые работы, требующие большой мускульной силы, как например прессование, и несколько большего искусства, например связывание двух вожжей вместе, в большинстве случаев производились мужчинами. При этом в смысле производительности женский и детский труд мало уступали мужскому. «Иная баба всякого мужика обгонит, только все-таки вожжи-то у них выходят послабее, чем у мужиков», — говорили по этому поводу шорники. Но все же работать семьей в несколько человек было выгоднее, чем одному, особенно при производстве уздечек, где представляется возможность провести некоторое разделение труда. Поэтому одинокие шорники часто брали к себе на работу мальчиков из других семей, бесплатно обучали их, а потом платили им по 3 рубля в месяц.

Определить производительность труда в промысле довольно трудно, так как производилось не каждое изделие отдельно и не одним работником. Сначала заготавливался материал для целой партии, потом выделывались вещи вчерне и, когда они были готовы, то все сразу подвергались отделке, причем в большинстве случаев в работе принимали участие несколько лиц. Но в среднем считали, что средний работник может сделать в день 3 пары вожжей, не более 10 уздечек и штук 25-30 кнутов.

А еще изготавливали хомуты. Хомут – это предмет конной упряжи, который состоит из двух частей деревянной основы с отверстиями для соединения. Деревянный каркас покрывался кожухом из кожи с прокладыванием внутри шерсти. Хомут округлой формы повторяет анатомические параметры шеи лошади. Его надевали на шею лошади и он помогал управлять ею, крепился к оглоблям. Если хомут служил долго, то обычно говорили: «Видно мастера хорошие сделали». Мастера-шорники, работавшие с кожей и изготавливающие снаряжение для лошадей, конскую упряжь: седла, вожжи, уздечки, хомуты, пользовались большим уважением.

На фото: хомут (из экспозиции музея народных ремесел и промыслов).

#Елец   #Музейнародныхремеселипромыслов   #Музейонлайн   #КустарныепромыслыЕлецкогоуезда    #Шорныйпромысел

 

 

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий