Керамика Абрамцево на улицах Ельца.

Уникальную Абрамцевскую керамику можно увидеть на фасадах зданий, гуляя по улицам старинного города Ельца. Фасады бывшего Дома Призрения украшены многочисленными майоликовыми панно в стиле модерн. Этот замечательный декор сохранился до наших дней. Фасад здания Музея народных ремесел и промыслов украшен декоративным панно в виде пеликана над гнездом, как символ материнства и детства и красивым декором. Всегда интересно полюбоваться таким украшением, но не менее интересно узнать и историю керамики.

В 1889 году известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов открыл в Абрамцеве гончарную мастерскую, где начали изготовлять керамику, покрытую поливой, майолику. В дальнейшем мастерская стала Заводом «Абрамцево». ( Абрамцево – село в городском поселении Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области.)

Следует отметить, что в 1870 году Мамонтов купил усадьбу у известного писателя С.Т. Аксакова, в которой гостили и работали знаменитые русские художники.

В 1889 году была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики – изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Мастерская была создана и стала настоящим феноменом русской культуры. В мастерской пробовали свои силы многие художники, но наибольший вклад внесли Михаил Врубель и Петр Ваулин.

Михаил Врубель – художник большого декоративного таланта поднял это ремесло до уровня настоящего искусства, ставшего вехой в истории русской скульптуры, так как с его работами в традиционной скульптуре появился цвет во всем его великолепии.

Петр Ваулин – молодой и одаренный энтузиаст керамики, по образованию химик-технолог, душею болеющий за возрождение майолики. Разработал новый технологический процесс, создал несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открыл забытый способ восстановительного обжига. Процесса, основанного на химической редукции, когда под воздействием температуры и атмосферы в печи оксиды, из которых состоят красящие пигменты, превращаются в металлы, что позволяло добиваться потрясающих художественных эффектов в майолике – металлизации, мерцания и радужного блеска.

Как в самой майолике, под воздействием огня и химии красок, возникают невиданные по красоте эффекты, так и здесь, совместная работа гениального художника и талантливого химика-керамиста дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства.

Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: волшебная алхимия Ваулина превратила поверхность керамики в красочную драгоценность. Тонкая полупрозрачная пленка, в которой присутствуют и золото, и серебро, и медь, и платина, придает им после обжига металлический отблеск и сказочное сияние.

В 1896 году С.И. Мамонтов приобрел участок в Москве и построил завод по производству майолики. И тогда же сюда была перенесена керамическая мастерская из усадьбы, получившая название Гончарный завод «Абрамцево».

Второй характерной чертой производства был прием, когда майолика делалась не на стандартной плитке, а на фигурных разномодульных кусочках, схожей с мозаикой (первым такой прием применил Михаил Врубель).

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году С.И. Мамонтов был награжден золотой медалью, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель также получил золотую медаль за свои майоликовые работы.

Достоинства Абрамцевской майолики были высоко оценены современниками. Работы занимали почетные места на российских и международных выставках. Составы покрытий были уникальны.

Майолики Абрамцевского завода превзошли работы не только художников-керамистов современной Европы, но и древних мастеров. Они стали новым словом в архитектурной керамике. Именно этому предприятию принадлежит заслуга продвижения в строительную практику новейшей истории России цветной глазурованной керамики, перенесение  полихромной живописи и керамической скульптуры на фасады домов и превращение их из заурядных строений в произведения искусства.

Мы, ельчане, а также гости города имеем счастье ежедневно любоваться майоликой на фасадах зданий Музея народных ремесел и промыслов и бывшего Дома Призрения в стиле боярских палат XVII столетия, который строился к 300-летию царствования Романовых. Инициатором постройки этих зданий был купец 1-й гильдии, промышленник, благотворитель Александр Николаевич Заусайлов.

Майолику Абрамцева можно увидеть на фасадах зданий многих крупных российских городов. Елец, маленький провинциальный город, наверное волей судьбы, тоже дарит нам и гостям города эту уникальную, незабываемую и восхитительную красоту.

 

В статье использованы материалы сайта: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/abramcevo/.

Фото бывшего Дома Призрения — из интернета.

Фото фрагментов фасада здания Музея народных ремесел и промыслов — Л. Дорохиной.

#Елец  #КультураЕльца  #Музейнародныхремеселипромыслов  #Майолика_Абрамцево 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий