В творчестве И.А. Бунина нашли яркое воплощение материальная и духовная культура Елецкого края конца ХIХ – начала ХХ вв. Во многих его произведениях очень узнаваемы территории бывшего Елецкого уезда Орловской губернии. Автор дает нам художественное представление о жизни разных сословий: дворян, крестьян и мещан. И.А. Бунин даёт реалистически точные подробности в описании усадеб и деревень с их жителями, из которых узнаем о быте, занятиях, обрядах и традициях, их одежде. Автор отмечает, что наши предки живут сообразно будням и праздникам, по которым и сряду выбирают соответственно случаю.
В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки», на фоне зарисовок погожей осени, знакомимся с крестьянами и однодворцами, а точнее с их яркими портретами в традиционной одежде. «Осень – пора престольных праздников, и народ в это время прибран…». Из повествования нам известно, что в праздничные дни, чуть ли не целая ярмарка на улице, а посему «за деревьями поминутно мелькают красные уборы». И вот они наши красавицы перед нами: «Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее – «рога» — косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка плисовая, занавеска длинная, а понева черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом».
В этом рассказе есть описание традиционного южнорусского женского костюма, который включал в себя понёву из клетчатой шерстяной ткани, рубаху, передник, он же занавеска, тканый пояс и сложный головной убор. В такие красивые, грубые (шились из домотканых холстов) наряды в рассказе одеты крестьянки «барские», помещичьи. Автором подмечена манера ношения головного убора, характерная для Орловской губернии ХIХ – начала ХХ века и, что так покрывали голову именно молодухи (молодая беременная старостиха).
Помимо них здесь же девки-однодворки в крашеных сарафанах, «сильно пахнущих краской». Раньше пряжу или вытканную ткань красили чаще всего в синий цвет и называлась такое крашение кубовым. Сарафан считался принадлежностью женского костюма Севера и центральной России. Его носили и дворянки в допетровскую эпоху.
Однодворцами называли потомков служилых людей. Они составляли значительную часть сельского населения южной России и занимали промежуточное положение между дворянами-помещиками и крестьянами. В южнорусских сёлах долго сохранялось разделение на «барских» и однодворцев и последние свысока смотрели на других крестьян, помня о своём дворянском прошлом. В Елецком уезде однодворцы строго следовали сохранению своей традиционной культуры и в женском костюме это прослеживалось.
«Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни…». В рассказе «Антоновские яблоки», упоминается такая долгожительница — старуха некоего Панкрата, в понёве чуть ли не прошлого восемнадцатого столетия. «Большая была старуха, вся какая-то темная. Понёва – чуть не прошлого столетия, чуньки – покойницкие, шея – жёлтая и высохшая, рубаха с канифасовыми косяками всегда белая-белая, — «совсем хоть в гроб клади». Канифасовыми косяками в старину называли вставки из плотной хлопчатобумажной ткани с рисунком, часто в полоску.
На страницах другого рассказа И.А. Бунина «Весёлый двор», знакомимся с обывателями деревни Пажень и её окрестностей, знакомимся с семьёй мельника – однодворца и его молодой женой Алёной. И вот она предстаёт перед нами: «Толстые руки её, засученные по локоть, были запорошены мукою; на пальцах блестели медные и серебряные кольца. Подол шерстяной красной юбки Алёна подняла и заткнула за пояс, толстые ноги в мужицких сапогах, черневших под серой рубахой, поставила твердо…». Автор рисует образ героини, одетой в длинную, серого цвета рубаху, подол которой мы увидели из-под красной шерстяной юбки, заткнутой за пояс. Такая манера ношения юбки в будни во время работы часто встречалась у крестьян и однодворцев.
В этом же рассказе есть описание одежды молодой крестьянки, недавно похоронившей мужа, и возвращавшейся вместе со свекровью из церкви (ходили поминать усопшего). «Молодая, — крупная, с большим бледным лицом и большими серыми глазами навыкат, хорошо и нарядно одетая – в новую корсетку из коричневой сермяги со сборками назади, в красную шерстяную юбку и полсапожки, с черной бархаткой, украшенной белыми пуговками, на шее…». Корсетки со сборками, заложенными сзади от подрезной талии, вошли в моду в начале ХХ века. До этого в старинном покрое нижняя часть корсетки расширялась благодаря клиньям, вставленным от талии с боков. Таким образом, покрой одежды мог свидетельствовать о времени бытования этого предмета одежды. В данном случае это начало двадцатого века. Автор подчеркивает, что женщина одета в новую корсетку и красную юбку. Выбор такого наряда не случаен: поход в церковь был одним из тех случаев, когда доставали праздничный наряд. Красная юбка, что на Алёне и на женщине в корсетке, обычно надевалась по праздникам девушками на выданье и молодыми женщинами первых лет замужества.
Только вот главная героиня рассказа «Весёлый двор» — вдова печника, вольноотпущенного дворового Мирона Минаева — нищая старуха Анисья не могла похвастать новой срядой: «Сколько лет её черно-зелёной, клетчатой понёве, грязной, истлевшей на высохшем теле рубахе, тёмному, в жёлтом горошке платку?.. Всё её богатство состояло в старой укладке, где хранился единственный подарок сына Егора – погребальный платок, «купленный в монастырской лавке в Задонске, большой белый коленкоровый платок, весь усеянный чёрными черепами…».
С нарядной, празднично одетой, хозяйкой новой избы знакомимся в рассказе И.А. Бунина «Весенний вечер». Хозяева этого дома поселились здесь недавно, были они «люди хозяйственные и приятные, тайком торговавшие водкой»: «Хозяйка была хороша собой, с ладным станом, с белыми руками, точно и не баба простая. Одета она была, как всегда, по-праздничному: перловое ожерелье, миткалевая сорочка с тонкими вздернутыми рукавами, красным и синим расшитая занавеска, шерстяная кубовая юбка в кирпичную клетку и грубые, но крепко и по ноге сшитые полусапожки со стальными подковками». Хороший достаток давал возможность хозяйке быть нарядно одетой даже и в будни. Её костюм включал шерстяную синюю понёву в кирпичную клетку, рубаху из покупной белой ткани и занавеску, расшитую в красно-синие цвета.
В рассказе И.А. Бунина «При дороге» есть небольшая портретная зарисовка одежды молодой солдатки Евгении из старинного однодворческого села Баево. Вот какой находим мы её, когда она однажды приходит в родительский дом после того, как мужа забрали в солдаты. На предложение раздеться она «медленно мотала головой, закутанной в пеньковый платок (грубая конопляная ткань): «Была она в промёрзлых лаптях, в красной юбке грубой шерсти, в сермяжной куртке, туго застёгнутой на полной груди…». Её одежда простая, будничная из грубой недорогой ткани. Здесь важным является и соблюдение определенных традиций: одежда солдатки мало отличалась от одежды вдов и старух, в ней преобладали неяркие тона.
В повести И.А. Бунина «Деревня» есть описание одежды крестьянок начала ХХ века. «Носят дурновские бабы «рога» на голове; как только из-под венца, косы кладутся на макушке, покрываются платком и образуют нечто дикое, коровье. Носят старинные тёмно-лиловые понёвы с позументом, белый передник вроде сарафана и лапти. Но Молодая, — за ней так и осталась эта кличка, — была и в этом наряде хороша». Автор сравнивает головной убор с рогами и неоднократно подчеркивает, что его носят женщины определённого возраста: молодухи – женщины, недавно вышедшие замуж, «как только из-под венца», молодая старостиха.
Художественное творчество И.А. Бунина является важным источником для понимания традиционной культуры Елецкого края. В нём в мельчайших подробностях широко представлена жизнь Елецкого уезда конца XIX – начала XX вв. Его можно рассматривать как один из важных составляющих аспектов этнографического и исторического способов изучения нашего русского наследия.
#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов #народный_костюм #155летИАБунину #кдш


