Ко Дню единения России и Белоруссии. Онлайн-мастерская по изготовлению текстильной куклы в народном костюме.

Для граждан России и Белоруссии 2 апреля является особым днем в календаре — эта дата считается праздником единения двух стран. В 1996 году был подписан договор "Об образовании Сообщества России и Белоруссии. Условия соглашения предусматривают укрепление отношений братства, дружбы, сотрудничества в политической, социальной, гуманитарной, научно-технической, культурной и др. областях.

Русская одежда обладает значительным разнообразием. Это обусловлено огромным пространством, на котором расселялся русский народ, разнообразием природно-климатических условий, историческими особенностями жизни населения различных районов. Одежда Елецкой местности относится к южнорусскому типу костюма.

Костюмы бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Особенно большое количество локальных вариантов прослеживается в южнорусском комплексе одежды с поневой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отметили, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого взгляда по ее костюму:орнаменту рубахи, цвету и манере ношения поневы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды".

Сложность исторического развития Елецкого района, находящихся на основных путях движения кочевников, несомненно, отразилось и на одежде населявшего его народа. Одежда ельчан формировалась на протяжении длительного времени. Елец территориально находится на земле вятичей. Именно вятичи этой местности воевали с половцами в XVI — XVII веке, а затем и с татарами до XIV века. Очевидно одежда населения Елецкой земли произошла от одежды славян-вятичей. В ходе истории город населялся торговыми людьми. Это должно было привести к разнообразию в одежде жителей города. Михаил Стахович отмечал присутствие в Елецком уезде северного (белокурый тип) типов населения, которые рядом встречаются в каждом селении. Отмечал наличие многих особенностей языка "нигде кроме не встречающихся": "Кроме языка однодворцы отличаются и одеждою от другой половины жителей Елецкого уезда, крестьян помещичьих; последние, населенные большею частию из смежных уездов Рязанской, Тульской и Орловской губерний, все имеют наряд вятичей, т. е. поневы, занавески и кички; однодворки же все без исключения носят юбки, душегрейки и повойники (род кокошника). 

В эпоху реформ Петра I в России стала распространяться одежда Европейского образца. Не являлось исключением и население города Ельца. "К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий, лишь крестьяне сохранили верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате реформы 60-х годов XIX века".

В произведении "Антоновские яблоки" (1900 г.) И. А. Бунин описывал одежду своих современников конца XIX века: "Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят "барские" в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее "рога", косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так, что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковами, стоят тупо и крепко; безрукавка — плисовая, занавеска длинная, а понева — черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле золотым "прозументом". 

Представление о праздничной одежде крестьянок Орловской губернии и Елецкого уезда начала XX века можно получить по следующему рисунку и описанию: "Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края (Тульская, Орловская, Тамбовская, Рязанская губернии), издревле состоял из рубахи, поневы (род женской поясной одежды), передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений — "ожерелка", бус, либо гайтана".

Один из вариантов женской одежды Елецкого уезда Орловской губернии конца XIX — начала XX века находится в Государственном историческом музее. Она состоит из рубахи, поневы и передника — "занавески": "Рубаха с прямыми поликами, короткая, с пришивным воротником — оборкой, длинными рукавами с оборками — "брижами", из домотканного холста, украшена вышивкой хлопчатобумажными нитями арестом. На рукавах нашивки кумачовых полос. Понева с прошвой из клетчатой домотканной шерсти, по подолу украшена узорным ткачеством. Передник — "занавеска" прямого покроя со спинкой без рукавов из домотканного красноузорного холста с пришивными полосами строчевого шитья, вышивки крестом, кружевных прошв, кумача. Оборки по краю подола из красной и белой хлопчатобумажной ткани". Сотрудники Государственного исторического музея города Москвы подтвердили, что датируется этот костюм двадцатым годом XX века.

 Вопрос традиций елецкой одежды – вопрос истории народа. А тема изучения елецкого
народного костюма остается открытой. Знакомство с народным костюмом — это и знакомство с кукольным образом, в который вложена любовь, тепло и душа мастера. Являяясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Наряд русской куклы имеет не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Несмотря на то, что одежда на кукол условна, она достаточно полно отражает в себе все характерные особенности традиционного народного костюма. Основной из задач проектирования куклы в историческом костюме является демонстрация определенной эпохи с помощью самой куклы и деталей ее костюма. Основой для кукольного костюма является подлинный исторический прототип. Изучение и создание традиционной народной куклы способствует сохранению и возрождению русских национальных традиций.

Мы предлагаем изготовить куклу по мотивам народного костюма Елецкого уезда начала XX века. Конечно же, наш образец доступен для работы с детьми, но его всегда при желании можно усовершенствовать и он станет наиболее ярким, выразительным и традиционным. А мы немного позже обязательно поработаем над кукольным образом в костюме Республики Беларусь.

 

#Елец  #КультураЕльца  #Музейнародныхремеселипромыслов 

#Традиционныйкостюм  #Народнаякукла  #Обменопытом

#ДеньединенияРоссиииБелоруссии 

#Годпедагогаинаставника  


 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий