Наверное, нет такого человека, который не знал бы или не слышал частушек, будь он городской житель или сельский. Озорные или грустные песенные миниатюры всегда были злободневны и отражали социальные изменения и события частной жизни. Этот жанр русского фольклора хорошо знаком елецким исполнителям.
Название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский. В 1889 г. в «Русских ведомостях» он напечатал статью «Новые народные песни» о народных стишках, ставших в это время очень популярными. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.
Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру музыкального инструмента — гармони. Этот инструмент начал распространяться и создаваться в разных уголках страны примерно в 60-е годы XIX века и очень быстро завоевал популярность в народе. В этот период и в Ельце появляются первые гармонных дел мастера.
Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации.
Широкому распространению частушки способствовало развитие отхожих промыслов. Мастеровой люд, уходивший на заработки в другие города, уносили туда свои частушки, а домой приносили, услышанные на чужбине. Однако местные особенности сохранялись. Поэтому «елецкие» частушки отличались от «тамбовских» или «саратовских». Да и названия везде для них придумывали разные: «матаня», «тараторка», «ихохошка» и многие другие.
Наибольшей популярностью пользуется почти повсеместно четырехстрочная танцевальная частушка, исполняемая на гулянье. Они могут быть в форме монолога или описания:
Хоть и греет солнышко,
Да греет не по-вешнему.
Хоть и любит миленький,
Жалеет не по-прежнему.
Частушки адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, хорошо знакомые ельчанам «Барыня», «Семеновна», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей.
Родился и специфический жанр «страданий» — локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, в каждой местности они имели особенное звучание. Они имели двухстрочную структуру и рифмовались попарно. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были связаны с любовными переживаниями:
Эх, гора, гора, гора гористая,
А на той горе трава волнистая.
Трава волнистая на землю клонится,
А расхороший мой с другой знакомится.
Эмоционально и душевно звучали страдания в исполнении семейного дуэта ельчан Сарычевых.
Содержание частушек определялось самой жизнью. Частушки по многообразию тем и широте затрагиваемых вопросов очень близки народной песне и другим жанрам, всесторонне отражающим личную, семейную, общественную жизнь человека. Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники, и способствовали сохранению и распространению фольклорного жанра частушки.
#Елец #Музейнародныхремеселипромыслов #ЦентрЕлецкойрояльнойгармоники #деньмалойРодины #годкультурногонаследиянародовРоссии #частушка