Виртуальная выставка «Поющие коклюшки». К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина

     Выставка «Поющие коклюшки» приурочена к 150-летию со дня рождения нашего великого земляка, писателя, Нобелевского лауреата – И.А.Бунина. Истинно русский поэт, проведший свое детство в Елецком уезде, не мог не воспеть завораживающее искусство – кружевоплетение — в своем творчестве. Иначе и быть не могло. Будучи юным гимназистом, он часто ходил по улицам мимо домов, из распахнутых окон которых в теплое время года, раздавался мелодичный звон коклюшек. Склоненные над подушкой головки молоденьких кружевниц и чудные узоры вдохновили поэта на написание стихотворения «Кружево».

Весь день метель. За дверью у соседа,
Стучат часы, и каплет с окон лед.
У барышни-соседки с мясоеда —
Поет щегол. А барышня плетет.

Сидит, выводит крестики и мушки,
Бледна, как снег, скромна, как лен в степи.
Темно в уездной крохотной избушке,
Наскучили гремучие коклюшки,
Весна идет… Да как же быть? Терпи.

Синеет дым метели, вьются галки —
Над старой колокольней… День прошел,
А толку что? — Текут с окна мочалки,
И о весне поет дурак-щегол.

     Город Елец испокон веков славился своими кружевами. В них нашли своё отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и лёгкость падающих снежинок, лиричность народных песен. А истоки елецкого кружева уходят корнями в глубокую древность. 

     О кружевах мы найдем упоминание и в прозе И.А.Бунина. В повести «Деревня», дед Красовых, получив вольную, переселившись в город, «нанял в Черной Слободе хибарку для жены, посадил ее плести кружево на продажу». А о местных слободских кружевницах, приехав на базар, Тихон Ильич из того же произведения, внук Красова, рассуждает, что ничего здесь не изменилось и как и прежде он увидел «белые большие лица кружевниц, выглядывающих из-за горшков с цветами, из крохотных окошечек». Из потока мыслей другого героя – Кузьмы, брата Тихона Ильича, мы узнаем, что дочь его Клаша тоже «сидит у окна, плетет кружево» и имеет «облик милый и скромный, но похожа только на мать».

     Из рассказа «В поле» мы составим себе представление о том, как выглядела комната в теперь уже обедневшей помещичьей усадьбе Баскаковых, где дворовые девки  плели когда-то кружева. «Это старинная комнатка с низкими потолком, с бревенчатыми, черными от времени стенами и почти пустая: под окном длинная лавка, около лавки простой деревянный стол… Девичьей по справедливости она называлась уже давным-давно, лет сорок-пятьдесят тому назад, когда тут сидели и плели кружева дворовые девки».

     Читая И.А. Бунина, мы не раз встретим на страницах его рассказов барышень в кружевах, а так же тех, кто их плел. Так, в рассказе «Личарда» мы находим описание одной «блудницы»: «Возьмет зонтик кружевной, подхватит белую юбочку, — наряжалась, правда, хорошо, и юбка вся в кружевцах…».  Читаем рассказ «Всходы новые» и находим описание одной из селянок в юбке с кружевом. Это молодая беременная баба богатого мужика Данилы «с трудом опустилась и сама, раскинув по молодой зелени ржи нижнюю белую юбку с кружевами…».  В праздничном наряде она пришла по случаю воскресного молебна в поле на Фоминой неделе на озими.

     Гимназистка Клаша Смирнова из рассказа «Клаша», воспитывалась у тетки, которая была «кружевница и содержательница постоялого двора на Монастырской площади». Видно тетка и научила свою племянницу плести кружева и на каникулах часто «Клаша, гремя от скуки коклюшками, сидела в тени у раскрытого окна…».  

     Из автобиографического романа «Жизнь Арсеньева» мы узнаем, что в жизни гимназиста Алеши Арсеньева было немало «скудных, коротких» дней «поздней осени», когда «даже мелкий треск коклюшек под руками Мани и Ксюши, весь день сидевших за плетением кружев, — шли медленно, однообразно…». Как мы знаем из повествования, Алеша жил «нахлебником у мещанина Ростовцева, в мелкой и бедной среде». Поэтому хозяйские дочки с малых лет были приучены к труду и от матери обучились плетению кружева на коклюшках. 

     Такие образом, прочитывая Бунина, мы будем находить примеры в произведениях писателя, которые  лишь подтверждают, что кружевной промысел был хорошо знаком как самим горожанкам, так и в уезде. А мелодию коклюшек писатель сравнивает порой с «мелким треском», а когда их перезвон очень сильный, то называет их «гремучие».  

     Коклюшкам как раз и посвящена тема нашей выставки. Помимо которых в кружевоплетении используется много других приспособлений. Основными из них являются подушка-валик, подставка, сколок – технический рисунок, булавки и нитки.

      Коклюшки – деревянные палочки, которые используют для плетения кружева. Коклюшка имеет шейку, на которую наматывают нити. Нить объединяет две коклюшки в пару, образуя основную единицу плетения. При плетении используют четное количество коклюшек.  Плетение производится путём перекидывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку.  

     Традиционно коклюшки для кружевниц в наших краях мастера вырезали из однолетних побегов клена или орешника. Из прямостоячих побегов нарезали заготовки, украшали резьбой, а для придания цвета запаривали в печке в березовых опилках или луковой шелухе. При плетении кружев применяются коклюшки различных размеров. Наиболее распространенные из них общей длиной 170-180 мм и диаметром 10 мм,  длиной шейки – около 40 мм,  

     Особенно нарядными, украшенными ажурной резьбой были старинные коклюшки. Как правило их орнамент геометризованый, напоминающий чем то традиционные кружевные узоры: ромбовидную и квадратную решетку, зигзагообразные и волнообразные линии, треугольники, овалы, елочки. В прошлом такие коклюшки в большом количестве можно было увидеть на подушках у кружевниц, выплетавших мерное кружево. Дополнительным украшением были разноцветные бусины. Некоторые коклюшки становились именными, после того как мастер оставлял на них инициалы той, кому они предназначались.

     В коллекции есть коклюшки совсем небольшие, миниатюрные и почти невесомые, с небольшим резным украшением. Раньше, такими коклюшками плели кружева из очень тонких нитей № 140-160, в народе кружево из их называли «паутинкой».

     В сцепной технике в связи с особенностями технологии плетения кружева, мастерицы отдают предпочтение гладким коклюшкам с минимальным резным декором.

     Предлагаем вам полюбоваться резными узорами старинных коклюшек, пропевших в прошлом не один раз свой мелодичный романс. 

#МузейОнлайн  #Выставка #Поющиекоклюшки #150летБунину

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий