Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Особенно это актуально по отношению к подросткам, так как свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам и формированию у них противоправного поведения.
Ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга: отдавать предпочтение познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. Всегда есть риск, что он «попадет под дурное влияние» и его социализация будет идти под влиянием неблагоприятных факторов. Создание детских коллективов, в которых дети могут реализовать свой творческий потенциал, — это альтернатива стихийной социализации молодежи и подростков.
Подростки традиционно считаются одной из возрастных групп, наименее вовлеченной в музейную сферу. В этом возрасте они уже самостоятельно решают, как провести свой досуг, но при этом не всегда определились с предпочтениями. Как правило, очень восприимчивые подростки открыты ко всему новому и находятся в постоянном поиске, поэтому для музея очень важно не упустить этот момент и сформировать привычку проводить часть свободного времени именно здесь.
Культурно-досуговая деятельность по своей сути, является воспитательной деятельностью; она ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.
Особую роль в воспитании детей играет художественное и декоративно-прикладное творчество. Оно оказывает благотворное влияние на все стороны личной жизни. Дети, занимающиеся творчеством, могут развить в себе навыки более успешного преодоления трудностей, добиться успехов в других областях.
Привлечение детей к различным видам творчества, которые хранят в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. Это элемент так называемой "терапии искусством". Поэтому там, где есть увлечение, творческое начало, там не может быть места каким-то нездоровым наклонностям.
Участие детей и подростков в творческой деятельности – это упражнение в социально положительном поведении. По словам А.С. Макаренко, между нравственным сознанием и реальным поведением существует «канавка», которую необходимо заполнить социально-полезным практическим опытом.
Многие учащиеся считают, что разные виды творчества помогают им в учебе. Посещение музеев делает историю для них более живой и реальной, позволяет лучше понимать происходящее, формировать желание ценить и беречь родную культуру; творческие занятия на мастер-классах дают возможность прикоснуться, а в будующем, возможно, и заинтересоваться ремесленными традициями предков. Занимаясь творчеством, дети становятся на путь перспективы, фантазии, дружеского единения, приобретения нравственных ценностей, а это отличная альтернатива асоциальному поведению.
#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов #декадаправовыхзнаний #творчествокакальтетнативаасоциальномуповедениюподростков