Русский традиционный костюм. Сарафан.

Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках , входившую наряду с холщевой рубахой в состав женского крестьянского костюма преимущественно северных и центральных , а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sarapa» или «sarapai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характиристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин сарафан применительно к женской одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Это была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как ферязь, касталан, сукман, саян, шубка. Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках.

В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, ремесленников, крестьян. С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50 – 60 годы как погребальная одежда.

В XVIII – XIX веке сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины. Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов.

  1. Самым древним из них являлся глухой косоклинный сарафан, просуществовавший в ряде губерний до конца XIX века под названиями шушун, саян, ферязь, дубас и др. В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным. Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.
  2. Ко второму типу относился распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан, шившийся из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или отдельного куска ткани. Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, — в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота – пазуха – делается в центре перегнутого полотнища небольшим, округлым или прямоугольным, с неглубоким нагрудным разрезом, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Он был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщевые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помиммо чисто улитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей.Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумачаили текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

  1. Но наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название круглого или прямого. Он шился из четырех – восьми прямых полотнищ ткани, преимущественно фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присбаривавшейся на груди. Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщевая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов, а праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи.

Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

  1. Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом, состоявший как бы из двух частей: пышной сосборенной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа с лямками, застегивавшегося на левом боку на крючки и петли.

Косоклинный сарафан. Основной признак — два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы:

 

Сарафан туникообразный, без среднего шва. Основной признак — цельные передние и задние полотнища. 

 

Более поздние "прямые" или "круглые" сарафаны. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки:

 

 

Сарафан "с лифом". Основной признак — наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину:

#МузейОнлайн   #Русскийтрадиционныйкостюм   #Сарафан  

 

 

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий