Русский традиционный костюм. Повойник.

Повойник.

Повойник – головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси. Был известен еще в XIII – XVII веках как под своим названием, так и под термином «подубрусник».

Повойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху или убрусом, или волосником. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII – XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором. Он надевался под сороку, кокошник, наметку. Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор.

Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блестками и т. п.

Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшимся на затылке на тесемку. Иногда встречались повойники, сшитые как детский чепчик; с полуовальной задней частью и широким околышем, завязывавшиеся не на затылке, а под подбородком.

Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в средневековой Руси выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться дома при посторонних, а иногда и при домашних, считалось очень неприличным. Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции. Первый: платок складывали по диагонали или по периметру вдвое, надевали на голову таким образом, что была видна часть очелья, и закалывали или завязывали под подбородком. Второй способ: платок складывали по диагонали несколько раз так, что получалась лента. Его укладывали по очелью, перекрещивали на затылке, закладывали по бокам или завязывали бантом на темени. Первый способ был более распространен в северных и центральных губерниях Европейской России и в Сибири. Второй более характерен для русских крестьян южных губерний Европейской России. Наряду с этими способами были известны и другие, более сложные или более простые, варианты. Например, в некоторых северных губерниях Европейской России поверх повойника надевалась косынка с вышитыми золотной нитью углами. Косынка закрывала всю голову, ее два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые концы раскладывались направо и налево от центра. В будние дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке, подбирая под него третий конец.

Повойники были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Во второй половине XIX века их носили не только крестьянки, но и женщины разных сословий из небольших провинциальных городов России. В первые два десятилетия XX века повойник с платком стал основным головным убором замужних крестьянок, вытеснив старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки. 

Варианты повойников:

Схема выкройки повойника:

Картина "Крестьянка" выполнена в технике "ошибана" или прессованная флористика. Автор — Елена Аликовна Краминцева (г. Елец). Место хранения — Музей народных ремесел и промыслов МБУК "Елецкий городской краеведческий музей".

#МузейОнлайн   #Русскийтрадиционныйкостюм   #Народноетворчество   #Музейнародныхремеселипромыслов

 

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий