Русский традиционный костюм. Понева.

Понева, понька, понява – поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх белой холщевой рубахи. В основе поневы всегда лежали три полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой домашнего или кустарного производства ткани. Полотнища сшивались кромками частично или полностью и образовывали прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку на вздержку-гашник.

Существовало несколько типов  понев. Первый из них назывался распашной поневой и представлял собой описанный выше прямоугольник из трех полотнищ. Часто между полотнищами по всей длине или только в нижней части вшивались полосы красной ткани – сукна или кумача. В некоторых случаях не до конца пришитая кумачовая вставка, называвшаяся бедром, располагалась между передним и задним полотнищами. Распашную поневу носили в различных губерниях и даже в селах одной губернии по-разному. Ее либо распускали во всю длину, либо подтыкали за пояс одну или обе полы так, что сзади образовывался залом, называвшийся кульком. При надевании несоединенные спереди полы распашной поневы оставляли открытой нижнюю часть рубахи. Это вызывало необходимость дополнительно украшать ее подол полосами узорного тканья, вышивкой, прошивками.

Второй тип поневы, получивший название понева с прошвой, представлял собой юбку, сшитую из трех клетчатых шерстяных поневных полотнищ и одного гладкого темного из ткани другой фактуры домашнего или фабричного производства, не обязательно шерстяной. Вставка, называвшаяся прошвой, при надевании располагалась впереди и сбоку.

Третий тип поневы – это понева-юбка, сшитая из четырех-пяти полотнищ поневной клетчаткой ткани. Принято считать ее более поздним вариантом этой поясной одежды.

Манера ношения поневы с прошвой и поневы-юбки была различна для будней и праздников. В будние дни, при выполненнии домашних и полевых работ, понева подтыкалась спереди или сбоку за пояс. В праздничные дни, при посещении церкви, во время поездки в город, в гости, порневу носили «врастычку», т.е. спустив ее подол вниз. Ходить в эти дни в «подтыканной» поневе считалось неприличным. Этого не могла позволить себе ни одна женщина.

Будничные поневы шились обычно из более грубой, чем праздничные, шерстяной ткани. Они были также более короткими и, как правило, почти не украшались. Единственным украшением будничной поневы мог быть цветной шнур или узкая тесемка, которые нашивались по краю подола и краям пол.

Праздничные поневы шились из более дорогой и тонкой шерсти. Они были в большинстве своем более длинными, чем будничные, достигая, в зависимости от местной традиции, колен или спускаясь до середины голени и ниже. Праздничные поневы украшались цветным гарусом, полосами узорного тканья, серебряным кружевом, позументом, тесьмой, шнуром, блестками и т.п. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань поневы. Особое внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ поневы. Вертикальные швы украшали вышивкой гладью цветным гарусом, подчеркивали металлическим кружевом, позументом. Особенно богато украшались поневы молодых женщин.

Крестьянка обычно имела в сврем распоряжении десять – пятнадцать понев, которые были предназначены для использования в различных случаях ее жизни: поневы для «великих праздников» — Пасхи и Рождества, поневы для больших праздников – Троицы, престольных дней деревни, поневы для воскресных дней, поневы для большого траура, поневы для малого траура.

Первое надевание поневы на женщину проходило очень торжественно. В дом к просватанной девушке собирались все ее родственники. Мать невесты, держа поневу в руках, предлагала прыгнуть в нее стоявшей на лавке дочке. «Прынь, дитятко, прынь, милая, в вечный хомут, в бабью поневу», — говорила она. Дочь отвечала : «Хочу – прыгну, а хочу – и не прыгну». «Прыжок» девушки в поневу означал ее согласие на свадьбу.

Поневы как непременная часть женской одежды были распространены в южных губерниях России: Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской, Калужской. По мнению исследователей, понева являлась древнейшим типом русской крестьянской одежды.

Первые упоминания о ней встречались в древнерусских письменных источниках, а фрагменты поневной ткани были обнаружены еще в славянских курганах X – XIII веков на территории современных Московской, Владимирской, Калужской и Смоленской областей.

Предлагаем в деталях рассмотреть поневу к костюму Воронежской губернии конца XIX века. Данный костюм представлен в экспозиции музея народных ремесел и промыслов.

 

 

#МузейОнлайн   #Русскийтрадиционныйкостюм   

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий