Образ птицы в народном творчестве

Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве.  При этом очень многозначен. Она символизировала солнце, весну, тепло. С прилетом птиц наступала долгожданная весна, с их пением просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяла собой красоту и изящество. С ее образом связано свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и в этом есть что-то от загадочной русской души. Птица – это и символ любви, свадьбы. Чтобы понять, в каком значении птица представлена, нужно оценить весь сюжет в целом.

Птица нашла свое отражение в народном творчестве — вышивке, кружеве, керамике. Чаще всего образ обобщен, в нем трудно определить ее вид. Из птиц составляют самостоятельные узоры в разных композициях: в виде ряда, где они ритмично следуют одна за другой, часто в виде композиции с деревом (кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же, наоборот, хвостами. Весьма характерен мотив дерева с сидящими на нем птицами.

В кружевоплетении многие узоры и мотивы считаются заимствованными в вышивке, возраст которой как народного ремесла намного больше. Зооморфные сюжеты в вышивке носили изначально не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберега. Эти знаки вбирали в себя множество значений и исходили из глубокой древности. Однако языческий подтекст, сохранившийся в народной культуре с древности до наших дней, очень мало отражен в кружевоплетение.

Тысячелетиями народные традиции сохранялись в тканых, вышитых, кружевных узорах одежды и полотенец вплоть до середины XIX века. Это наследие помогает лучше понять и проследить декоративную составляющую кружевоплетения. Тем более, что в силу естественных причин образцы кружев ранее XVII века до нас не дошли и поэтому сохранившиеся памятники прикладного искусства Древней Руси позволяют изучать кружевные узоры и орнаменты по аналогии с ними, а также по орнаментам на керамике. Использование древних мотивов в народной вышивке и керамике хорошо изучены и описаны учеными и искусствоведами и здесь трактовку значения можно перенести на орнаментику кружева. 

Поэтому если мы зададимся вопросом, откуда взялся в елецких кружевах сюжет с птицей, то должны будем обратиться к вышивке, потому что именно узоры, мотивы, декоративные и сюжетные элементы вышивки повлияли на их развитие.

Интересен сюжет овальной салфетки с женской фигурой и двумя птицами. Непосредственное отношение к архаическим сюжетам подтверждает классическая трехчастная композиция: женщина и птицы по обеим сторонам. Птицы не просто заполняют пространство для придания равновесия всему узору, но вполне очевидно символизируют “небо”, что является обычным для композиции.  Изображения женской фигуры в русской вышивке фактически в большинстве случаев связывали с великой богиней. Часто парное изображение птиц вокруг женской фигуры трактуется как стихия воздуха. Салфетка выполнена в сцепной технике из белых хлопчатобумажных нитей в 1960-е годы прошлого века.

На другом панно очевидно изображена ладья в виде уточки, несущей парус. Его символичное изображение в виде сияющей звезды-светила, можно трактовать по-разному: однако часто это объясняется древним культом солнца. Мотив водоплавающей птицы часто встречается в вышивках. Панно выполнено из льняных и хлопчатобумажных нитей в 1970 году.

Панно «Царевна Лебедь» из белых хлопчатобумажных нитей и сканью из серебристого метанита выполнено А.И. Долматовой в 1980-е годы прошлого века. Изображение лебедя передается обобщенно, но хорошо узнаваемо по изгибу длинной шеи и лебединой груди. Лебеди стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви. Образ Царевны-Лебедь хорошо известен по славянскому фольклору.

          Петух был любимой птицей древних славян, который выступал как символ солнца и оберег дома. Не случайно этот представитель пернатых являлся любимым героем мифов и сказок. Салфетка-сувенир «Петушок» (автор М.Д. Саввина) выполнена из цветных хлопчатобумажных нитей, 1990-е годы. 

В полотенце представлена композиция с птицами. В центре – стилизованное древо жизни, на ветвях которого птицы. Птицы и дерево символизируют весну, радость, солнце, цветение. Это подтверждается дополнением орнамента с цветущей ветвью под основным изображением. Вышивка выполнена крестом, нитями красного и серого цветов по домотканому полотну в первой половине прошлого века, концы украшены вязаным кружевом.

Птицы становились темой глиняной игрушки. Излюбленной формой здесь становится свистулька. По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Лепили курочек и петушков, уточек, индюков, при этом считали вольную птицу символом счастья и свободы, а домашнюю — благополучия и достатка. В Липецкой области сложились свои традиции в этом творчестве. Хорошо известна романовская игрушка, яркая и нарядная.  Образ птицы часто встречается в юрьевской глиняной игрушке. Такие птахи как тетёрки (куропатки), курочки, уточки у задонских мастеров имели свои особенности: простая с обтекаемым телом без крыльев не имеет узора, есть варианты, украшенные гребневым узором, небольшая головка, отсутствие ярких красок. Но это не мешает ей быть самобытной игрушкой гончарного промысла Задонского района.      

Можем сделать вывод, что птица издревле вдохновляла наших предков и ее образ был частью народного быта и впитал в себя многовековые традиции народного творчества. Сохраняясь в декоративно-прикладном искусстве, древние символы теряли свою первоначальную содержательность и несут в настоящее время чисто декоративную нагрузку, повторяясь во все новых и новых произведениях наших современников.

#Елец #КультураЕльца #Музейнародныхремеселипромыслов #народные_традиции #образ_птицы_в_творчестве #птица_в_вышивке_кружеве_керамике #международный_день_птиц

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий