Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве

          Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве.  С прилетом птиц наступала долгожданная весна, с их пением просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту и изящество. С ее образом связано свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и в этом есть что-то от загадочной русской души.

          Птица нашла свое отражение в разных видах декоративного искусства, в том числе и в кружеве. В кружевоплетении многие узоры и мотивы считаются заимствованными  в вышивке, возраст которой как народного ремесла намного больше. Зооморфные сюжеты  в вышивке носили изначально не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберега. Эти знаки вбирали в себя множество значений и исходили из глубокой древности. Однако языческий подтекст, сохранившийся в народной культуре с древности до наших дней, очень мало отражен в  кружевоплетение.

           Тысячелетиями народные традиции сохранялись в тканых, вышитых, кружевных узорах одежды и полотенец вплоть до середины XIX века. Это наследие помогает лучше понять и проследить декоративную составляющую кружевоплетения. Тем более, что в силу естественных причин образцы кружев ранее XVII века до нас не дошли и поэтому сохранившиеся памятники прикладного искусства Древней Руси позволяют изучать кружевные узоры и орнаменты по аналогии с ними. Использование древних мотивов в народной вышивке хорошо изучено и описано учеными и искусствоведами и здесь трактовку значения можно перенести на орнаментику кружева. 

           Поэтому если мы зададимся вопросом, откуда взялся в елецких кружевах сюжет с птицей, то должны будем обратиться к вышивке, потому что именно узоры, мотивы, декоративные и сюжетные элементы вышивки повлияли на их развитие. 

           Интересен сюжет овальной салфетки с женской фигурой и двумя птицами. Непосредственное отношение к архаическим сюжетам подтверждает  классическая трехчастная композиция: женщина и птицы по обеим сторонам. Птицы не просто заполняют пространство для придания равновесия всему узору, но вполне очевидно символизируют “небо”, что является обычным для композиции.  Изображения женской фигуры в русской вышивке фактически в большинстве случаев связывали с великой богиней. Часто парное изображение птиц вокруг женской фигуры трактуется как стихия воздуха. Салфетка выполнена в сцепной технике из белых хлопчатобумажных нитей в 60-е годы прошлого века.           

              На другом панно  вполне очевидно изображена ладья в виде  уточки, несущей парус. Его символичное изображение в виде сияющей звезды-светила, можно трактовать по-разному: однако часто это объясняется древним культом солнца. Мотив водоплавающей птицы часто встречается в вышивках. Панно выполнено из льняных и хлопчатобумажных нитей в 1970 году.            

              Панно «Царевна Лебедь» из белых хлопчатобумажных нитей и сканью из серебристого метанита выполнено А.И. Долматовой в 80-е годы прошлого века. Изображение  лебедя передается обобщенно, но хорошо узнаваемо по изгибу длинной шеи и лебединой груди. Лебеди стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви. Образ Царевны-Лебедь хорошо известен по славянскому фольклору. 

           Петух был любимой птицей древних славян, который выступал как символ солнца и оберег дома. Не случайно этот представитель пернатых являлся любимым героем мифов и сказок. Салфетка-сувенир «Петушок» (автор М.Д. Саввина)выполнена из цветных хлопчатобумажных нитей, 1990-е годы.   
           Можем сделать вывод, что в Ельце кружевоплетение было частью народного быта и впитало в себя многовековые традиции народного творчества. Сохраняясь в декоративно-прикладном искусстве, древние символы теряли свою первоначальную содержательность и несут в настоящее время чисто декоративную нагрузку, повторяясь во все новых и новых произведениях наших современников.

#Елец #музейнародныхремеселипромыслов #музейонлайн #елецкиекружева #220летпромыслу #птицавкружеве #Деньптиц

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий