Об экспонате крупным планом. Сечка

8 октября отмечается народный праздник «Сергей Капустник», а православной церковью в этот день почитается святой Сергий Радонежский. Русские люди по обыкновению с этого дня рубили капусту, заготавливая её на зиму.

Заготовка капусты в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки «свёртываются круче» и становятся более твёрдыми. Имелись общие правила, обычаи и приметы на заготовку. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на “молодой месяц”, она тогда будет крепче и вкуснее.

Капусту заготавливали впрок так, чтобы хватило до лета, поэтому её, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправы и, выждав положенный срок, ставили на стол – полакомиться.

Для рубки капусты в каждом доме имелись свои приспособления: корыто, которое ни для чего иного не употреблялось и сечка – специальный нож полумесяцем для рубки. О этом предмете быта расскажем в традиционной рубрике о музейных экспонатах.

Изначально сечки, как и большинство кухонной металлической утвари, ковали кузнецы. Такие предметы отличаются большой толщиной металла, массивностью, неровной поверхностью, а также интересными загнутыми элементами для украшения. Рукоятка сечки дополнялась деревянной ручкой. В экспозиции Музея народных ремесел и промыслов в коллекции изделий из металла представлена одна из таких сечек – массивная с неровной поверхностью, длиной 35,5 см. 

 

В XIX веке в России с развитием промышленности кухонные принадлежности стали производить более массово. Сечки наравне с ножами, изготавливали методом штамповки.

Сечка всегда была универсальным инструментом для шинкования и измельчения любых продуктов в деревянном корыте. Использовали её на Руси для рубки мяса, капусты, других овощей, грибов. Для этого и корыто изготавливалось из цельной колоды, а изгиб его дна соответствовал изгибу лезвия сечки, для того чтобы максимально увеличить поверхность соприкосновения.

И всё же чаще всего сечка с корытом ассоциируются с квашением капусты на зиму. Этому находим подтверждения в произведениях наших классиков. Вот, например, у Бунина в романе «Жизнь Арсеньева»: «Из кухни, в лад долгому осеннему вечеру, слышался дробный стук и протяжное «У церкви стояла карета, там пышная свадьба была…» — это пели и рубили на зиму острыми сечками свежие тугие кочаны капусты слободские девки-подёнщицы».

О квашенье капусты – процессе, ставшем в нашей стране практически народным обычаем, замечательно написал в своем романе «Лето Господне» И.С. Шмелёв: «А вот и другая радость: капусту рубим! После Воздвижения принимаются парить кадки под капусту… Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным. Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зелёная гора, рубить – не перерубить… Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого бока рубят, весело слушать туканье – как пляшут!».

#Елец #Музей_народных_ремесел_и_промыслов #музейный _экспонат #сечка_для_рубки #народные_традиции

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий