Об экспонате крупным планом. Полотенце

Сегодня в традиционной рубрике история о таком предмете, как полотенце. Оно являлось древнейшим атрибутом жизни восточных славян и сейчас является объектом изучения и исследования этнографов и искусстведов.  Представляло собой полотнище белой ткани (домотканого холста) длиной от 70 до 300 см, шириной от 34 до 45 см.
При умывании в семье пользовались полотенцами обыденными, которые называли утиральником или ручником. А вот праздничные — богато украшали ткаными или вышитыми узорами и кружевами. На свадьбе, при рождении или смерти человека полотенца были священным оберегом.
Вышитое полотенце имело свою историю приготовления. Начиналось все с засевания поля льняным или конопляным семенем. Выращенную коноплю молотили и отделяли на семена и стебли – посконь. Семена били на масло, а посконь сушили в истопленной печи. Затем отжимали руками, сухие листья отметали, а посконь начинали толочь в ступе. Далее посконь насаживали на большой гребень и маленьким гребнем причесывали и только после этого начинали прясть. Нелегкая женская доля. За день старательная мастерица-пряха на самопрялке могла навить до 300 метров нити. На одно же полотенце уходит около полторы тысячи метров нити. Из хороших ниток ткали холсты, а что оставалось – шло на дорожки.
Сотканные холсты принимались отбеливать: вначале их мыли в золе, затем отпаривали в горячей печи, еще раз отбеливали и шли на пруд полоскать. Сушили холсты в солнечный день, расстилая их по буграм. Готовые холсты закатывали на скалку и, прихватывая рубелем, гладили, затем нарезали на полотенца и только тогда принимались на посиделках или дома «писать» узорочье. 
В коллекции музея ремесел и промыслов есть очень интересные артефакты родом из XIX и первой половины XX века. Вот некоторые из них. 

Эти нарядные красивые полотенца несколько лет назад были подарены музею народных ремесел и промыслов ельчанкой,  вышивальщицей Галиной Николаевной Коняевой. Изделия принадлежали ее семье, передавались от матери к дочери и хранили память о прабабушке Анне Григорьевне Барановой (1870-1936).

Родом А.Г.Баранова была из д.Туляны Задонского района, с детства перенимала те женские ремесла и рукоделия, которым ее обучала мама. Подрастая, научилась прясть, ткать, вышивать, вязать. В жизни все пригодилось. Полотенца для приданного готовила. Выполнены они из домотканых холстов, украшены вышивкой крестом красными и чёрными хлопчато-бумажными нитями. Два полотенца — с мотивами "розы" и "гроздьями винограда" — свадебная символика, связанная с радостью и семейным счастьем, а вот полотенце с мотивом "дубовой ветви с желудями" — для жениха. Концы полотенец оформлены плетеным на коклюшках и вязаным крючком кружевом. Ширина полотенец традиционная — 34-35 см, а длина — "с розами" — 232, "с виноградом" — 226, а "с дубовой ветвью" — 286 см.

#Елец #Музейнародныхремеселипромыслов #экспонаты_музея #полотенце

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий