О наигрыше «Елецкие страдания»

        "Елецкие страдания" —  яркий и уникальный по структуре наигрыш, исполняющийся на самобытной елецкой рояльной гармонике. Этот наигрыш внесен в реестр нематериального культурного наследия Липецкой области и характеризует традицию в целом и выделяет местную традицию районов области — Елецкого, Тербунского, Становлянского, Задонского, Измалковского, Краснинского, части Хлевенского и Лебедянского. В указанных районах страдания имеют разное название — "Длинные страдания", "Цуканские страдания", «Заревая» или «Страдания от ней». 

Несмотря на отличия в названиях, варианты наигрышей относятся к одной типологической группе. Зафиксировано более 30 образцов наигрыша. В особых ситуациях наигрыш исполнялся гармонистом сольно – при возвращении домой с гулянья либо от любимой девушки. Иногда сопровождался припевками. В основе наигрыша лежат специфические исполнительские приемы, для которых  характерен многократный повтор ритмо-гармонического периода в медленном темпе.  Впервые наигрыши «Елецкие страдания» были записаны профессором Щуровым В.М. в экспедиции 1964 г.

Однако основу репертуара гармонистов-рояльщиков составляют местные наигрыши под собирательным названием «Страдания»: «Простые страдания», «Длинные страдания», «Короткие страдания», «Елецкие страдания», «Страдания с приплясом», «Шарабан», «Канарейка», «Досада», «Грушевские страдания», «Шахтёрка», «Власовские страдания». Они исполняются во время шествий (проходки по улице, переходов из деревни в деревню) или в обстановке домашнего застолья, семейного праздничного гулянья.

«Простые страдания» в вариантах длинные и короткие распространены на всей территории бытования рояльной гармоники и входят в репертуар каждого гармониста-рояльщика.

Наигрыши «Елецкие страдания», «Шарабан» являются наиболее яркими и показательными для народной музыкальной традиции Елецкого, Задонского, Тербунского, Измалковского, Красненского, Долгоруковского, а также части Хлевенского и Лебедянского районов Липецкой области.

Наигрыши «Канарейка» и «Досада» бытуют в Липецком и Добровском районах Липецкой области и прилегающих районах Тамбовской области.

Страдания «Грушевские» («Грушинские») распространены на территории Елецкого, Задонского и Тербунского районов Липецкой области.

 Страдания «Власовские» и «Шахтёрка» исполняются в Усманском районе Липецкой области.

В ряду наигрышей, относящихся к типам «Елецкие страдания» и «Простые страдания», исполнители выделяют варианты, обусловленные ситуацией исполнения. Так, по дороге к возлюбленной девушке гармонист играет «Страдания к ней» (короткие), а по дороге обратно – «Страдания от неё» (длинные). Темп движения и соответственно темп игры отражают настроение гармониста. Гармонисты говорили об этом так: «К ней идёшь – веселишься, они и пальцы ловко перебирают, спешишь – и игра такая. От ней идёшь уже на заре, светает, сил нету, а бывает и встреча не удалась, и расставаться неохота – идёшь, разрезаешь медленно».

 В селах Елецкого и Задонского районов страдания «От ней» называют «Заревая»: «от ней» идет на заре, значит Заревая». Мужские страдания, «К ней» и «От ней», обязательно сопровождаются припевками соответствующего содержания, которые исполнял сам гармонист.

Наигрыши «Елецкие страдания» есть в репертуаре известных елецких исполнителей: гармониста В.И.Молчанова и семейного дуэта Сарычевых.


#МузейОнлайн #ЕлецкиеСтрадания #РояльнаяГармонь 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий