Медиаэкскурс «О народном костюме Елецкого уезда Орловской губернии конца XVIII — начала XX века»

 

Русская одежда обладает значительным разнообразием. Это обусловлено огромным пространством, на котором расселялся русский народ, разнообразием природно-климатических условий, историческими особенностями жизни населения различных районов. Одежда Елецкой местности относится к южнорусскому типу костюма.

«Костюмы бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений.

Особенно большое количество локальных вариантов прослеживается в южнорусском комплексе одежды с поневой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого взгляда по ее костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения поневы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды».

Сложность исторического развития Елецкого района, находящихся на основных путях движения кочевников, несомненно, отразилось и на одежде населявшего его народа. Одежда ельчан формировалась на протяжении длительного времени. Елец территориально находится на земле вятичей. Именно вятичи этой местности воевали с половцами в XI — XII вв., а затем и с татарами до XIVв. Очевидно одежда населения Елецкой земли произошла от одежды славян- вятичей. В ходе истории город населялся торговыми людьми. Это должно было привести к разнообразию в одежде жителей города.

Михаил Стахович отмечал присутствие в Елецком уезде северного (белокурый тип) типов населения, которые рядом встречаются в каждом селении. Отмечал наличие многих особенностей языка «нигде кроме не встречающихся.»:

«Кроме языка, однодворцы отличаются и одеждою от другой половины жителей Елецкого уезда, крестьян помещичьих; последние, населенные большею частию из смежных уездов Рязанской, Тульской и Орловской губерний, все имеют наряд Вятичей, т. е. поневы, занавески и кички; однодворки же все без исключения носят юбки, душегрейки и повойники (род кокошника). Этот наряд до времен Петра I был наряд дворянский, только с большею роскошью, как теперь видим в старом наряде мещанок города Ельца и других степных городов.»

В эпоху реформ Петра I в России стала распространяться одежда Европейского образца. Не являлось исключением и население города Ельца:

«К началу XIX в. она стала основной одеждой горожан всех сословий, лишь крестьяне сохранили верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате реформы 60-х годов XIX века».

«Жизнь ельчан отличалась патриархальностью нравов. По свидетельству  Н. Исаева «в старину, когда бывал какой-нибудь торжественный день, тогда десятские ходили по приказанию начальства в домы жителей Ельца и собирали народ в церковь для слушания обедни.»

Здесь же было обыкновение выходить каждый день на улицу и спать на скамье около своего дома. Такова была жизнь ельчан в первой половине XVIII столетия. Но уже заметно отчасти в них было и стремление хотя по внешности не отставать от жителей других местностей России, отдававших дань веку преобразования и подражания иноземщин. Здесь это сказалось прежде в покрое одежды его жителей. Исаев рассказывает, что «лет сто тому назад или более, т. е. 1700 или 1730 г.г., в городе Ельце ходили старики в камзолах; длиною они были до колен, из пестрого атласа или из другой какой-нибудь материи; назади с фалдами, а напереди с карманами, и на боку с мелкими шелковыми пуговками от плеча и до пояса; также носили еще поддевки с фалдами и подпоясывались. В то время шапки были большие с ушками, одним клином назад, а другим наперед, которыя назывались «корабликами». Кушаки или подпояски в употреблении были красныя с длинными мохрами. Соболи и куницы покупались по 3 рубля за штуку. Женщины ходили в юбках, без шейных платков, в кисейных сорочках, в жемчужных кокошниках и сборниках; в зимнее время они носили фуфайки, сарафаны и обыкновенныя шубы.»

Представление о праздничной одежде крестьянок Орловской губернии и Елецкого уезда начала XX века можно получить по следующему рисунку и описанию: «Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края (Тульская, Орловская, Тамбовская, Рязанская губернии), издревле состоял из рубахи, поневы (род женской поясной одежды), передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана.»

Один из вариантов женской одежды Елецкого уезда Орловской губернии конца XIX – начала XX века находится в Государственном историческом музее. Она состоит из рубахи, поневы и передника –«занавески»:

«Рубаха с прямыми поликами, короткая, с пришивным воротником – оборкой, длинными рукавами с оборками – «брижами», из домотканного холста, украшена вышивкой хлопчатобумажными нитями арестом. На рукавах нашивки кумачовых полос. Понева с прошвой из клетчатой домотканной шерсти, по подолу украшена узорным ткачеством. Передник – «занавеска» прямого покроя со спинкой без рукавов из домотканного красноузорного холста, с пришивными полосами строчевого шитья, вышивки крестом, кружевных прошв, кумача. Оборки по краю подола из красной и белой хлопчатобумажной ткани».

Сотрудники Государственного исторического музея города Москвы подтвердили, что датируется этот костюм двадцатым годом XX века.

А вот еще одно описание, которое может быть полезно, например, для реконструкции женской одежды:

«Распространенный в Ливенском и Новосильском уездах головной убор крестьянки состоял из множества деталей. Новосильский убор, хранящийся в краеведческом музее, включает девять предметов: «гребни» ( в Ливенском уезде они носили название «опушины») из шелковых лент, собранных в мелкую сборку и сшитых вместе, бисерное очелье со знаками-оберегами, в виде ромбов с продолжающимися сторонами, «позатыльник», ленты, венок из бумажных цветов и птичьих перьев, которые должны были отгонять злые силы. Однако, при всей своей сложности, головной убор не был перегруженным. Чувство меры и здесь не изменило мастерицам. Основу наиболее распространенного головного убора из старинного села Борилово Болховского уезда составляет стеганая из толстого холста на подкладке кичка, богато расшитая блестками, бисером, бусинами из цветного дутого стекла, лентами, стеклярусом, украшенная подвесками из бисера, стекла, шерстяных нитей, которые иногда дополнялись круглыми шариками «пушками» из гусиного пуха. Сзади крепился позатыльник, также затейливо украшенный «позументами», бусинками, подвешенными на шерстяных разноцветных нитях, бахромой и др. Впереди на кичку крепился "гребень", особо нарядно расшитый «кругами», составленными из разноцветных бус либо бисера. Вверху он был украшен шелковой красной лентой, собранной в мелкую складку. Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, т. к. по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и , чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», т. е. показаться на людях с «простой» — непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщевая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.»

Можно полагать, что мужская одежда соседних местностей в отличии от женской не была столь разнообразна, поэтому елецкую мужскую одежду можно представить аналогичной Орловской мужской одежде по следующему описанию:

«Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканных материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины. Наряду с ними, в конце XIX – нач. XX вв. использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани.

Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщевых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями «настилом» либо «крестом» по вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги, в зимнее время носили валенки. Голову покрывали шапкой из серого войлока. Со второй половины XIX века широко был распространен картуз. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины. Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхняя одежда мужчин подпоясывалась обычно широкими домотканными кушаками.

В произведении «Антоновские яблоки» (1900 г.) И. А. Бунин описывал одежду своих современников конца XIX века:

«Толпятся бойкие девки – однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», — косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так, что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковами, стоят тупо и крепко; безрукавка – плисовая, занавеска длинная, а понева – черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом».

Таким образом вопрос традиций елецкой одежды – вопрос истории народа. А тема изучения елецкого народного костюма остается открытой. Позже мы расскажем о том, как выполнить реплику народного костюма Елецкого уезда Орловской губернии начала XX века.

Литература:

1. Воскресенский А. "Город Елец в его настоящем и прошлом". Елец:т ип. Газеты "Голос Порядка", 1911.

2. Стахович М. История, этнография и статистика Елецкого уезда. — М.: Типография И. Чуксина, 1858.

3. Кострова Т. А., Рассохина Н. Я. Орловский крестьянский костюм. Краеведческий музей.

4. Консультация в Государственном историческом музее г. Москвы.

 

#Музейнародныхремеселипромыслов    #Народныйкостюм     #КостюмЕлецкогоуезда

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий