«Летопись времен» в полотняных рушниках

Ко Дню славянской письменности и культуры в рамках Года культурного наследия народов России в музее народных ремесел и промыслов начала работать выставка полотенец из фондов ЕГКМ. В экспозиции представлены изделия, тематика которых связана с историческим прошлым и народными традициями, нашедшими отражение в вышитых узорах, надписях, монограммах. 
Самые древние вышивки, дошедшие до нашего времени, относятся VI –V вв. до н.э. На территории Древней Руси этим видом рукоделия стали заниматься примерно с Х века. При археологических раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей, обильно расшитых золотыми нитями. Со времен крещения Руси крест был охранительным символом. Это один из древнейших видов вышивки. Очень часто вышитые мотивы исполняли роль оберега и сам цвет узора имел символическое значение. 

На ХIV-XVII вв. приходится расцвет художественной вышивки на Руси. Им увлекались все слои населения. На рубеже XVIII-XIX вв. широкое распространение получила вышивка шерстяными и хлопчатобумажными нитками, которые были особенно хороши для вышивания крестом.
Раньше большей частью вышивались домотканые холсты.

Известный исследователь-этнограф Б.А.Рыбаков народную вышивку называл "полотняным фольклором". Он говорил, что все эти безмолвные полотняные памятники истории в один момент могут ожить и о многом нам рассказать, нужно только суметь их прочесть. 
Чтобы прочесть послание вышивальщиц прошлого, нужно овладеть символикой вышивки на рушниках, изучению которой посвящены исследования многих историков-этнографов. Многие из них единодушны в трактовки следующих символов.


Хмель, листья хмеля – его узор несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Это свадебная символика. Народная песня подсказывает, что «виться» — для парубка обозначает быть готовым к браку, т.к. для девушки идти замуж – это «пучечки вязать».
Ромб – самый распространенный орнамент вышивки для всех восточнославянских народов. Главный элемент его – это «ромбики с загогулинками», которые по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в женской одежде.
Роза. Срарое название розы – ружа, созвучно древнему названию Солнца Ра. Узоры с розами складываются по законам растительного орнамента, что бесконечное солнечное движение с вечным возрождением жизни.
Вазон, Берегиня – орнамент вышивки составляли вазон и Берегиня – стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок. Часто вышивались нитками красного цвета, который символизировал огонь и солнце и был связан с охранной, обереговой функцией.
Виноград. Символика винограда в вышивке раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград – это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным древом.
Птицы, повернутые друг к другу и древо жизни между ними – это птицы счастья, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю. Птица была символом прихода весны.
Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли.
Солнце часто изображалось в форме ромба, круга, розетки, как символ тепла и света. 
Встречаются и другие символы: звезды, маки, дуб, калина, лилии.

В узорах вышивки большую роль играли геометрические орнаменты и геометризованные (стилизованные) формы растений и животных. Сопоставив все эти символы, мы легко прочтем «послания» вышивальщиц прошлого. 

#Елец #Музейнародныхремеселипромыслов #Деньславянскойписьменностиикультуры #выставкаполотенец 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий