Кустарные промыслы Елецкого уезда начала XX века. Сапожные мастерские.

Дорогие друзья! Мы открываем новую рубрику "Кустарные промыслы Елецкого уезда начала XX века", где мы расскажем о кружевном, гончарном, кузнечном, сапожном, шорном промыслах начала XX века. Сегодня наш рассказ о сапожных мастерских в Елецком уезде.

Наряду с кружевными и гончарными школами, Елецкое земство открыло в 1910 – 12 гг. целый ряд других мастерских: сапожных, ткацких, кузнечно-слесарных и портняжных.

Сапожные мастерские были открыты в 1911 – 12 гг. в с. Тросном и Афанасьеве Становлянской волости. Как правило, в такие мастерские принимались только грамотные мальчики. Наряду с обучением ремеслу, в мастерских преподавалось черчение и в общих чертах проходило знакомство учеников с технологией кожи и анатомическом строении ноги. Население относилось к таким мастерским доброжелательно, число учеников в мастерских постоянно увеличивалось.

Между тем, сапожного производства, как промысла, в Елецком уезде совсем не было. Подворной переписью 1886 года обнаружено всего 227 сапожников на уезд, из которых 53 приходилось на Воронецкую волость (пригородные села), в других же волостях число их колебалось от 1 до 16. Волостным исчислением 1913 г. зарегистрировано 543 двора с 619 сапожниками. На отдельные волости приходилось от 8 до 53 сапожников, работающих почти исключительно по заказу местных жителей. Увеличение числа их по сравнению с 1886 годом, конечно, вполне соответствует увеличению потребления кожаной обуви. Сапожники же, работающие на продажу были исключением. Кроме того, в самом городе Ельце находилось большое количество сапожников ремесленников. При организации земских сапожных мастерских в уезде Земская Управа имела в виду объединить «сапожников города Ельца в артели или сапожные мастерские для выполнения заказов на армию". «Помощь сапожникам-кустарям г. Ельца, говорится в докладе управы очередному земскому собранию 1910 г. , возможна лишь путем  сбыта их изделий в казну для нужд армии. Чтобы осуществить это, необходима специальная организация в виде артели или земской сапожной мастерской, причем поставка возможна лишь тогда, когда в мастерской при изготовлении сапог будет существовать полное разделение труда. В настоящее время, как известно, организуется артель сапожников для получения интендантского заказа, в ближайшее будущее покажет возможность осуществления среди сапожников идеи разделения труда. Но, судя по тому, что сапожники привыкли работать в одиночку целый сапог от начала до конца, идею эту едва ли легко будет им внушить и едва ли поэтому поставки сапог интендантству примут такие размеры, которые обеспечили бы заработок большинству кустарей-сапожников. Для проведения в жизнь указанной идеи нужны люди, которые на практике изучили бы работу как целого сапога в одних руках, так и каждый процесс в отдельности при разделении труда между многими работниками, и попутно познакомились бы с требованиями интендантства – выполнением сапога по описанию. Такие люди оказали бы незаменимую услугу будущей организации поставки сапог интендантству, будь то земство, или артель. При наличии таких опытных лиц в артели, она могла бы разбиться на группы в 15 – 20 человек, имея во главе изучившего это дело и ,без устройства специальной мастерской, была бы способна выполнять крупные поставки. По мнению управы, таких руководителей и должна подготовить открываемая земством сапожная школа».

Несмотря на то, что Елецкое земство получало заказы на армию, артелей сапожников в Ельце не было, а работали они в земской мастерской. Руководили этими работами  особый техник и заведующие сапожными мастерскими, а главными мастерами являлись те же елецкие сапожники. Лиц, способных руководить артелями и мастерскими, земские мастерские еще не давали, так как для этого надо знать не только ремесло, но и понимать значение этого дела. В то время не представлялось возможным организовать в артели деревенских сапожников, разбросанных по деревням. В городе же для проведения в жизнь артельных начинаний среди городских сапожников совершенно достаточно было и одной мастерской в самом городе. Дать же деревенскому населению заработок путем насаждения сапожного промысла – задача едва ли выполнимая на тот период времени.

На фото : Раскройная мастерская братьев Скуфьиных, 1923 г. (Из экспозиции музея народных ремесел и промыслов).

На фото : сапоги мужские и набор инструментов для изготовления обуви, начало XX века (из экспозиции музея народных ремесел и промыслов).

Интендант (управляющий, смотритель).

(Данная информация предоставлена из издания оценочно-статистического отделения Орловской губернской земской управы, 1916 год)

#МузейОнлайн   #Музейнародныхремеселипромыслов    #КустарныепромыслыЕлецкогоуезда

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий