История возникновения прокуратуры Российской Федерации. К 300-летию прокуратуры.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура – «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед прокуратурой ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра I от 27 апреля 1722 г. «…о должности Генерал-прокурора». В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных», осуществлял надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны – Сенат действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, по регламентам и указам отправлял». «Для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в какой день указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено». «Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». «А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить». «Также надлежит Генерал-прокурору в доношениях явных, которые он будет подавать нам, осторожно и рассмотрительно поступать, дабы напрасно кому бесчестия не учинить». Генерал-прокурор был вправе предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом, т. е. наделялся определенными полномочиями и в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору.

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского ( с 1722 по 1736 г.). Представляя его сенаторам Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Прокуроры осуществляли надзор и за законностью в деятельности других государственных органов. К примеру, они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей.

В период царствования Анны Иоанновны прокуратура была ликвидирована и позднее восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны. Она была наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью прокуратура была сформирована как орган надзорного типа при Екатерине II. В 1775 году было принято Учреждение о губерниях, в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров.

С созданием в 1802 году Министерства юстиции министр юстиции стал занимать должность Генерал-прокурора. В 1862 г. Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, где было определено более четко назначение прокуратуры – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры – Генерал-прокурором Российской империи.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране – Советом Народных Комиссаров, был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии. 

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили полномочия – право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об утверждении прокуратуры Союза ССР. Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым  Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден законодательный акт «Положение о прокурорском надзоре в СССР». В 1977 году была принята новая Конституция СССР. После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции РФ, принятой в 1993 г. в статье 129, был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти. В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается. Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры остаются: борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

#Елец   #Липецкаяобласть   #300-летиеПрокуратуры   #ИзисторииПрокуратурыРФ   

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий