Истории о мастерах. Семён Григорьевич Сочетаев — мастер по изготовлению елецких рояльных гармоник.

Историю развития Елецкой рояльной гармоники создавали мастера, наделяя каждый инструмент своим неповторимым звучанием. Умельцы настраивали его под собственный голос, под состояние души, словно доверяли гармонике беды и радости своего сердца. В гармонное производство приходили люди разных статусов и сословий. В основном это были мастеровые народные умельцы. Одним из таких умельцев в Ельце считали Семена Григорьевича Сочетаева. В своем  мастерстве стремился к усовершенствованию елецких роялок.  Изготовил много красивых и звонких гармоник. В Ельце его считали продолжателем традиций известного в городе Ельце  И.А.Черных.

Родился мастер в 1911 году  в селе Петровы Круги. Уже в пятилетнем возрасте начал интересоваться игрой на гармони. Примером был его дядя — мастер по изготовлению гармоник. Свой первый инструмент, по воспоминаниям родственников, С.Г. Сочетаев изготовил в возрасте 14 лет. Отец, видя такое пристрастие сына, хотел отвести его к мастеру – И.А.Черных, но тот отказался взять мальчика, т.к. за учеников приходилось платить большие налоги. Однако, мастер пообещал мальчику контрольную планку, по которой настраивался инструмент, а стоила она тогда больших денег. И продолжил будущий мастер самостоятельно изучать премудрости елецких гармоник. Вторая встреча с Черных состоялась в 1928 году и была более удачной: Сочетаева приняли в качестве подмастерья, так как парень многому научился самостоятельно. Спустя три месяца Сочетаев уже изготавливал меха на баян, а это поручалось только опытным мастерам.

В конце 30-х годов Семен Григорьевич возглавил артель, продолжив дело мастеров Черных. Располагалась она на углу улиц Комсомольская и Свердлова, в двухэтажном доме, сохранившемся до сего дня. Для повышения профессионального уровня его отправляли в командировки в Тулу, в Москву, где он вновь встретился с И.А.Черных. За материалом для гармоник так же приходилось ездить в Москву, Тулу, Липецк и другие города. А материал для изготовления гармоник  требовался разный. Это и дерево разных пород, металл, проволока, лак, картон, фанера, кожа. Всего более 40 наименований. Заведовал Сочетаев  мастерской до 17 марта 1941 года. А после началась Великая Отечественная война и Семен Григорьевич ушел на фронт.

В послевоенные годы продолжил заниматься изготовлением гармоник. Трудился на елецком заводе "Гидропривод" модельщиком. Получил известность высококлассного краснодеревщика. По воспоминаниям дочери, В.С. Сочетаевой, к нему за изготовлением корпусов часто обращались другие мастера-рояльщики. Самая большая гармоника, которую приходилось делать С.Г. Сочетаеву, имела 120 басов, самая маленькая – всего 16 клавиш правой руки. Приходилось ремонтировать и настраивать многие другие музыкальные инструменты. В 1991 году мастера не стало.

В 1994 году краеведческому музею родственниками была передана коллекция инструментов по изготовлению рояльных гармоник С.Г. Сочетаева. В настоящее время в экспозиции музея народных ремесел и промыслов можно увидеть личный верстак и различные инструменты и приспособления из домашней мастерской мастера. А так же рояльную гармонику, изготовленную в 1987 году.

#МузейОнлайн #ИстрииоМастерах #ЕлецкаяРояльнаяГармоника

 

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий