Историю развития Елецкой рояльной гармоники создавали мастера, наделяя каждый инструмент своим неповторимым звучанием. Умельцы настраивали его под собственный голос, под состояние души, словно доверяли гармонике беды и радости своего сердца. В гармонное производство приходили люди разных статусов и сословий. В основном это были мастеровые народные умельцы. Одним из таких умельцев в Ельце считали Семена Григорьевича Сочетаева. В своем мастерстве стремился к усовершенствованию елецких роялок. Изготовил много красивых и звонких гармоник. В Ельце его считали продолжателем традиций известного в городе Ельце И.А.Черных.
Родился мастер в 1911 году в селе Петровы Круги. Уже в пятилетнем возрасте начал интересоваться игрой на гармони. Примером был его дядя — мастер по изготовлению гармоник. Свой первый инструмент, по воспоминаниям родственников, С.Г. Сочетаев изготовил в возрасте 14 лет. Отец, видя такое пристрастие сына, хотел отвести его к мастеру – И.А.Черных, но тот отказался взять мальчика, т.к. за учеников приходилось платить большие налоги. Однако, мастер пообещал мальчику контрольную планку, по которой настраивался инструмент, а стоила она тогда больших денег. И продолжил будущий мастер самостоятельно изучать премудрости елецких гармоник. Вторая встреча с Черных состоялась в 1928 году и была более удачной: Сочетаева приняли в качестве подмастерья, так как парень многому научился самостоятельно. Спустя три месяца Сочетаев уже изготавливал меха на баян, а это поручалось только опытным мастерам.
В конце 30-х годов Семен Григорьевич возглавил артель, продолжив дело мастеров Черных. Располагалась она на углу улиц Комсомольская и Свердлова, в двухэтажном доме, сохранившемся до сего дня. Для повышения профессионального уровня его отправляли в командировки в Тулу, в Москву, где он вновь встретился с И.А.Черных. За материалом для гармоник так же приходилось ездить в Москву, Тулу, Липецк и другие города. А материал для изготовления гармоник требовался разный. Это и дерево разных пород, металл, проволока, лак, картон, фанера, кожа. Всего более 40 наименований. Заведовал Сочетаев мастерской до 17 марта 1941 года. А после началась Великая Отечественная война и Семен Григорьевич ушел на фронт.
В послевоенные годы продолжил заниматься изготовлением гармоник. Трудился на елецком заводе "Гидропривод" модельщиком. Получил известность высококлассного краснодеревщика. По воспоминаниям дочери, В.С. Сочетаевой, к нему за изготовлением корпусов часто обращались другие мастера-рояльщики. Самая большая гармоника, которую приходилось делать С.Г. Сочетаеву, имела 120 басов, самая маленькая – всего 16 клавиш правой руки. Приходилось ремонтировать и настраивать многие другие музыкальные инструменты. В 1991 году мастера не стало.
В 1994 году краеведческому музею родственниками была передана коллекция инструментов по изготовлению рояльных гармоник С.Г. Сочетаева. В настоящее время в экспозиции музея народных ремесел и промыслов можно увидеть личный верстак и различные инструменты и приспособления из домашней мастерской мастера. А так же рояльную гармонику, изготовленную в 1987 году.
#МузейОнлайн #ИстрииоМастерах #ЕлецкаяРояльнаяГармоника